Большинству современных женщин трудно даже вообразить беременность и роды, не связанные с походами в женскую консультацию, роддомом и участием акушеров-гинекологов. А как же в давние времена женщины всего мира вынашивали и рожали детей? Какие традиции были связаны с этими таинствами?
В положении
В традиционной культуре наступившую беременность, а тем более дату родов следовало тщательно скрывать. Окружающие, в свою очередь, не могли напрямую спрашивать женщину о её положении и даже произносить слово беременность, так как это считалось грехом. Поэтому и появились образные фразы "в положении", "на сносях", "тяжёлая". Некоторые из них сохранились и по сей день. А самые чудные выражения были у французов. Они говорили: "наелась бобового супа", "упала на ядовитый терновник", "наполнила передник". Сегодня женщины открыто сообщают всем подряд предположительную дату родов, забывая, что последние могут произойти как за две недели до, так и через две недели после неё. Таким образом, они иногда обрекают себя на целый месяц расспросов "когда уже?", "ещё не родила?" и т.п.
К слову, день родов в старину определяли так же, как и сейчас: "от первого дня последнего очищения считают вперёд год без трёх месяцев и 10 дён". В Украине, когда ребёнок начинал двигаться, говорили, что он "ожил", к этому дню прибавляли ровно 4,5 месяца, уточняя дату родов. Считалось, что будущая профессия малыша будет связана с занятием, за которым женщина почувствовала его первое шевеление.
До наших дней сохранилось поверье, что во время беременности нельзя стричь волосы. Об этом свидетельствуют некоторые пословицы: "в волосах сила – пострижёшься и силы лишишься" или "стричь волосы – ребёнку жизнь укорачивать". Сейчас объясняют это тем, что внутренние резервы организма, которые он задействует во время беременности, находятся, в том числе, и в волосах, обрезая которые, женщина частично лишается запаса питательных веществ для малыша.
В труде беременную ограничивали, но и засиживаться без дела не давали, иначе плацента прирастёт или роды будут тяжёлыми. К примеру, нельзя было поднимать тяжести, но разрешалось мыть пол и косить. Современная гимнастика для беременных включает в себя упражнения, имитирующие эти занятия.
Родины
Накануне родов в европейских странах женщину пропаривали над углями, а на Руси – в бане. Оказывается, что распаренной да мягкой и рожать легче. О начале родов, как и о наступившей беременности, никому не говорили. Считалось, чем больше народу знает, что роды начались, тем дольше они будут длиться. "Меньше будут судить (знать) – легче будет родить". Тайком приглашали повитуху. Она должна была испечь хлеб и прийти в дом (иногда из соседней деревни) окольными путями. Обычно звали её только на первые роды, так как на последующие, с учётом соблюдения всех обрядов, она попросту не успевала. Тогда её роль брали на себя старшие женщины.
В первый период родов для облегчения схваток женщина выполняла несложную работу по дому – месила тесто, мыла пол. Роды сопровождались молитвами, зажигались свечи перед иконами. Как свеча догорит, так и роды закончатся. В доме открывали все запоры, развязывали все узлы. Это было своеобразной символичной помощью в раскрытии шейки матки. Женщине расплетали волосы. Сейчас трудно сказать по какой причине, возможно, чтобы не было обвития ребёнка пуповиной. Так или иначе, но на иконе "Помощница в родах" мы видим простоволосую Богородицу.
По мере усиления схваток способы обезболивания менялись: женщину заставляли перешагивать пороги или другие препятствия, попеременно поднимая ноги, дуть во фляжку, распаривали, делали тёплое обёртывание живота рушниками. Для усиления родовой деятельности и профилактики кровотечения давали различные напитки и настои трав, в том числе и содержащие алкоголь. Сегодня для этих целей используют специальную технику дыхания и медицинские препараты.
Считается, что раньше мужья не присутствовали на родах, однако это не совсем так. В некоторых регионах муж забирал детей и уходил к родственникам, оставляя жену наедине с повитухой, в других – принимал активное участие в родинах. В народе говорили: "спали вместе, и рожать должны вместе". К слову, рожали в бане, в хлеву или дома, стоя на коленях или сидя на коленях у мужа. От этой традиции произошло слово "поколение", а родню считают "до седьмого колена". В тяжёлых случаях практиковали вертикальные роды – через балку под потолком перекидывали полотенце, за которое женщина держалась, или пользовались поддержкой мужа. Словом, мудры были наши предки, недаром в последнее время снова всё более популярными становятся домашние, партнёрские и вертикальные роды. Но вот к посещению бани беременной женщиной врачи последние несколько десятилетий относятся критически.
Пол родившегося малыша называли образно: "конь с седлом", "расширепа". Традиции перерезания пуповины были весьма разнообразны. В одних случаях её рубили топором, в других – секли серпом, в третьих – перерезали ножницами над материнским рукоделием. В качестве средства для скорого рождения плаценты наибольшей популярностью пользовались алкогольные напитки, петрушка, отвар мальвы и прикладывание к пояснице распаренного сена. Об окончании родов тоже сообщали иносказательно, говорили "баба рассыпалась", "печь развалилась". А после, над дверью делали зарубку или вбивали гвоздь. Что означало окончание родин.
На этом работа повитухи не заканчивалась, а порой (при повторных родах), только начиналась, так как самым ответственным этапом её труда являлись не роды, а послеродовой период, который назывался "отродки".
Рекомендованные комментарии
Присоединяйтесь к нам!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться.
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь на нашем сайте. Это очень просто!
Зарегистрируйте новый аккаунтУже есть аккаунт?
Уже зарегистрированы у нас? Войдите здесь.
Войти на сайт