Помните? Мама, папа, я – вместе дружная семья! А бывает и по-другому: мама, папа, я и еще от пяти до десяти братьев и сестер! «Многодетная семья», - подумаете вы и будете правы. Да семья, да многодетная, но только дети в ней приемные: сироты или лишенные родительской опеки.
Семейный детский дом – это достойная альтернатива воспитанию подрастающего поколения в государственных учреждениях, интернатах.
Преимущества воспитания в семейных детских домах (ДДСТ)
Начать, пожалуй, стоит не с преимуществ ДДСТ, а с недостатков госучреждений:
- Ни для кого не секрет, что государственные детские дома не справляются в полной мере с социализацией воспитанников. Ребята собраны в большие группы, и воспитателям просто физически невозможно уделить каждому из них достаточно внимания. Нахождение в закрытой среде также наносит негативный отпечаток на личность детей – они попросту не умеют и не знают, как вести себя в социуме.
- Многие сироты (после смерти единственного или обоих родителей) и социальные сироты (у которых био-родители лишены родительских прав) попадают в детские дома социально запущенными: большинство отстают в развитии по сравнению с благополучными сверстниками, у многих полностью отсутствует мотивация к обучению. Именно на таких детей и ориентирован уровень образования в школах-интернатах. Поэтому природой одаренные, способные воспитанники не получают необходимый уровень знаний. Дети из детских домов очень редко получают высшее образование не только по этой причине, необходимость зарабатывать на хлеб с 18-летнего возраста лишает их этой возможности.
- Дети в детских домах, особенно социальные сироты, не видят на примере положительную модель семьи, а при неумении влиться в социум, это грозит повторением судьбы своих родителей.
А что происходит в детском доме семейного типа?
В ДДСТ приемные дети растут в атмосфере любви, добра и взаимопонимания, максимально приближенной к домашней. Задача родителей - воспитать, дать образование или возможность получить профессию, подготовить детей к самостоятельной жизни и по мере сил поддерживать их и дальше, после выпуска.
Воспитанники семейных детских домов успешно учатся (в обычных среднеобразовательных школах), посещают кружки и секции, заводят друзей, ходят в гости и отмечают дни рождения – их детство и юность вполне можно назвать беззаботными и счастливыми. По достижении совершеннолетия (18 лет) часть воспитанников начинает самостоятельную жизнь, другие поступают в техникумы и ВУЗы и живут с воспитателями до их окончания. Однако начало новой жизни вовсе не означает, что дети перестают быть частью семьи – они по-прежнему любимы родителями и братьями-сестрами, просто финансовая поддержка от государства прекращается.
Есть еще один очень важный плюс семейных детских домов: они задумывались не в последнюю очередь для того, чтобы не разлучать сирот, находящихся в кровном родстве. Согласитесь, что даже самая обеспеченная семья вряд ли возьмет под опеку двух-трех разновозрастных детей.
За воспитанниками ДДСТ сохраняются все льготы и государственные гарантии, регламентированные законом. Детям разрешается поддерживать отношения с био-родителями и другими родственниками, если это не запрещено решением суда. За каждым ребенком, переданным на воспитание в семейный детский дом, остается право на имущество и принадлежащую ему жилплощадь. Пенсии, алименты и прочие выплаты перечисляются на именные счета детей, родителям-воспитателям платится заработная плата, а воспитанникам назначается пособие.
Кто может стать воспитателем в семейном детском доме?
- Кандидатами на роль родителей-воспитателей могут стать совершеннолетние и трудоспособные граждане (одинокие или семейные), здоровые, дееспособные и не имеющие судимости.
- Наличие специального образования не требуется, но педагогам и медикам при рассмотрении заявления об организации детского дома семейного типа отдается предпочтение.
- Существуют возрастные ограничения: приемным детям должно исполняться 18 лет до достижения родителями пенсионного возраста.
- Поводом для отказа в организации ДДСТ могут стать и проживающие на одной жилплощади с потенциальными родителями члены семьи, больные туберкулезом, СПИДом, имеющие психические расстройства, наркотическую или алкогольную зависимость, склонность к насилию и т.д.
- Все будущие воспитатели в обязательном порядке проходят специальный курс подготовки с привлечением работников социальных служб, психологов, педагогов, дефектологов и медиков.
Что предпринять, чтобы стать воспитателем?
- Семьям, решившим посвятить себя воспитанию сирот, нужно заручиться поддержкой всех членов семьи, проживающих совместно с ними, в том числе и родных или усыновленных (удочеренных) детей.
- Далее необходимо пройти медицинское обследование и получить заключение о состоянии здоровья.
Пакет документов для открытия ДДСТ немного разнится для стран постсоветского пространства, поэтому приводить перечень бумаг не имеет смысла. Узнать, что конкретно потребуется, можно в органах опеки, куда и сдаются все собранные документы.
Сотрудники социальных служб проводят акт обследования жилищных условий семьи, изучают все собранные документы и в течение месяца с момента их подачи выносят решение об отказе или разрешении на открытие семейного детского дома.
Если вынесено положительное решение, органы опеки и попечительства заключают с родителями договор, где оговорены все мельчайшие детали: от количества воспитанников и срока их пребывания в семье, до размеров пособий, выплачиваемых на каждого ребенка, и воспитательской заработной платы.
Быть хорошими родителями – тяжело, быть хорошими приемными родителями – тяжелее во сто крат! Для того чтобы работать в семейном детском доме нужно призвание. Именно им, приемным родителям, доверено врачевать детскую душу, учить заново доверять и любить людей.
Рекомендованные комментарии
Комментариев пока нет.
Присоединяйтесь к нам!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться.
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь на нашем сайте. Это очень просто!
Зарегистрируйте новый аккаунтУже есть аккаунт?
Уже зарегистрированы у нас? Войдите здесь.
Войти на сайт