Потягушечки)) я опять за старое.. мне кажется очень полезно,для тех кто забыл "козу рогатую.."
День нашего давнего предка, когда он был младенцем, начинался с… массажа. Конечно, так его никто не воспринимал. В старинноммассаже куда важнее было другое — проглаживая тельце малыша с плечиков до ножек, мама каждый день нежным шепотом давала ему некий наказ на всю будущую жизнь:
Потягушечки, потягушечки, От носочков и до макушечки, Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся. В ножки — ходунки, В ручки — хватунки, В головку — разумок, а в роток — говорок.
Произнося это «заклинание», мама не просто гладила малыша, а как бы вытягивала, одновременно нежно и с усилием в буквальномсмысле выпрямляя маленькое тельце. Были и другие варианты «потягушечек», например такие: Расти, Маша, выше, до хором, до крыши. Расти, не балуй, маму с папой жалуй. ’Расти с брус толщины да с дом вышины.
В заключение утреннего ритуала можно было несколько раз нежно протискать все крошечное тельце ладонями или кулачками, шепча:«Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!» Это упражнение заставляло ребеночка, хихикающего от удовольствия, по-настоящему проснуться и взбодриться.
Для плачущих деток, которых нужно успокоить, в народной традиции существуют свои «пестушечки». Можно, конечно, просто прижать малыша к себе, покачать на руках, но если этот классический метод не помогает, возможно, подойдет другой, не менее старинный. Положите малыша к себе на колени и погладьте по головке, тихонько приговаривая: Ах ты, кокля-мокля, глазоньки промокли. Кто будет Машу обижать, того рога будут бодать. А можно погладить малыша по головке и спинке, чуть приподняв его, и сказать: Придет киска не спеша и погладит малыша. Мяу-мяу, скажет киска, наша крошка хороша.
А вот во что поиграть с малышом, который все же готов немного развлечься. Тушки-татушки, испекли ватрушки(мама водит ручками ребенка вверх-вниз, «встречаясь» ладошками, — это напоминает движения музыканта, играющего на тарелках), на окно поставили(руки с определенным усилием опускаются на животик), остывать оставили (машем ручками). А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешен (тут ребеночка надо нежно прощипать-промять от животика до плеч), так высо-о-оконъко-высок!(Ручки ребенка поднимаются к макушке.) Это «высо-о-оконъко"нужно выделить голосом, который «взлетает» вверх так же, как и ручки смеющегося от удовольствия малыша.
А вот уже настоящая гимнастика: На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) стоит миска творогу (кладем ладонь на животик), прилетели две тетери(строчка произносится по слогам, и одновременно с каждым слогом мама короткими бодрящими движениями, напоминающими детские «саечки», проходитпо бочкам малыша снизу вверх), поклевали (два маминых пальца «скачут» вверх по центру малышового живота), улетели (снова сделайте малышу «саечки» или же, наоборот, успокойте кроху нежными поглаживаниями).
Все эти игры не просто стимулируют мышцы живота, а способствуют их активной разработке. Ведь когда вы, например, двумя пальцами «ходите»или «скачете» по животику ребенка, он невольно напрягает брюшной пресс,а потом так же самостоятельно расслабляет его. Помимо прочего, эта гимнастика улучшает перистальтику кишечника.
Очень важно отдельно поиграть с пальчиками малыша. Умение ребенка владеть пальцами тесно связано с его интеллектуальным развитием. Простейшая игра с загибанием пальчиков — это всем известная «сорока-ворона». Не все, правда, знают, что в старину у этой игры было продолжение, в котором большому пальчику была отведена куда более значительная роль. Сначала объясняли, в чем состояла его вина, поглаживая пальчик: «Он кашу не варил, воду не носил, дров не рубил». А потом большой пальчик начинал исправляться: «Вот он ходит, воду носит,дрова рубит, кашу варит» (пальчик тем временем потихоньку начинает двигаться). Ну а затем наступало самое интересное — мама своими движениями как бы показывала малышу связь его пальчика с другими частямитела: Знай-знай наперед (ваши пальцы движутся от большого пальца вверх по руке малыша), здесь водица студеная (холодная) (на сгибе локотка пальчики задерживаются и нежно, зно отрывисто «топчутся»), здесь водица теплая (так же задерживаемся на плечике), а здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток (ваши пальчики быстро сбегают с плеча на бочок).
Кстати,почему такое внимание именно большому пальцу? Очень просто: он играет очень важную роль во всевозможных хватательных движениях, которые очень осложняются, если малыш не научится держать большой пальчик поверх остальных в кулачке. Однако проласкать, прогладить нужно каждый пальчик.Например, под такое стихотворение (начинаем с мизинчика): Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Ну а этот взял и съел, Потому и потолстел.
Играя с крохой, побуждайте его поскорее раскрыть ладошку, которой тоже отведена важная роль в познании мира путем осязания. Младенец может невольно раскрыть свою ручку, сжатую в кулачок,если вы погладите этим кулачком его или свое лицо или тыльную сторону его ладошки. Можно погладить и ручку ручкой: «Ручку ручкою погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем». Для закрепления навыка поводите пальцем по ладони крохи, описывая круг: «Птичка-птичка, вот тебе водичка». Потом сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания или покалывания: «Вот тебе игрушкина моей ладошке».
Требуют внимания и маленькие стопы, которым хорошо бы помочь правильно развиваться еще до того, как их юный обладатель начнет ходить. Кстати, для того, чтобы ходить ваш малыш начал правильно,необходимо, чтобы у него не было плоскостопия. А наши старинные игры станут прекрасной профилактикой плоскостопия, ведь они стимулируют работу мышц стопы.
Попробуйте, например, такую зарядку: проведите пальцем под пальчиками детской ножки (это побудит малыша самостоятельно сжать пальчики), а потом — по краешку стопы (в ответ на это он разожмет пальцы). Круговыми движениями погладьте пяточку, приговаривая: «Сидит белка на тележке, раздает она орешки». Потом прогладьте или даже прощипайте пальчики, посвящая каждому из них отдельную строчку в стишке:«Мишке толстопятому — заиньке усатому -лисичке-сестричке — воробью — синичке» (начинаем, естественно, с самого «толстопятого» пальца — большого).
В завершение погладьте большим пальцем подушечки стопы со словами: «Кому в роток, кому в зобок, кому в лапочку». Слова «влапочку» произносятся особенно нежно. На этом месте надо погладить большим пальцем по своду стопы (это та серединка стопы, которая поднимается вверх). Впрочем, какие бы стихи вы не прочитали своему малышу (может быть, очень хорошо пойдут стихи вашего собственного сочинения), главной остается интонация негромкого и ласкового маминого голоса, который способен наполнить любой массаж особым смыслом — смысломматеринской любви.
5 комментариев
Рекомендованные комментарии