Перейти к публикации
  • записей
    29
  • комментариев
    249
  • просмотр
    538 281

УПРАЖНЕНИЯ+Стимуляция развития ребенка


//Тощий котёнок//

10 922 просмотра

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца
Упражнения для детей в 1 - 3 месяца помогают укреплениюмускулатуры ребенка, помогут в нормализации его мышечного тонуса и развитие многих важных структур центральной нервной системы. Помимо полезной физической нагрузки, обеспечиваемой рефлекторной и прочей гимнастикой, огромную роль играют и положительные эмоции, получаемые маленьким человеком во время занятий с матерью или отцом.

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца: Выкладывание на живот.

Очень полезное, а самое главное - чрезвычайно простое упражнение:) Осуществлять его можно с самого раннего возраста: защитный рефлекс, прекрасно работающий у большинства малышей, при выкладывании на живот заставляет ребенка "автоматически" поворачивать голову в сторону. Уже напервом месяце жизни в таком положении дети стараются поднять и удержатьголову - сначала это удается лишь в течение считанных секунд, затем голова удерживается все дольше и дольше. При помощи этого упражнения эффективно укрепляются мышцы шеи и спины, формируется физиологические изгибы позвоночника, тренируются многие мозговые центры. Старайтесь выкладывать ребенка на живот чаще - не только, когда выполняете массаж спины и ягодиц, но и просто в периоде активного бодрствования.

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца: Рефлекторное разгибание позвоночника.

В основе этого упражнения для детей в 1 месяцлежит спинальный двигательный автоматизм - т.н. рефлекс Галанта. Осуществляется это упражнение из исходного положения на боку. Осторожно придерживая лежащего в этом положении малыша за ножки, двумя пальцами свободной руки взрослый с легким нажимом проводит вдоль позвоночника ребенка, отступив от средней линии тела вправо и влево на расстояние около 1 см. Движение пальцев взрослого проводится по направлении от крестца к шее. Малыш обычно реагирует на такое раздражение прогибанием спинки - его туловище образует дугу. Силу нажима можно варьировать, но влюбом случае эта манипуляция не должна вызывать отрицательной реакции ребенка. Внимание! Не следует проводить пальцами прямо по средней линии тела ребенка - рефлекс Переза, запускаемый с остистых отростков позвонков малыша, вызывает у него резко негативную эмоциональную реакцию. Вплоть до сильного крика и отхождения стула.

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца:

Рефлекторная "ходьба"

Это упражнение для детей основано на еще одном

Ссылки скрыты.

- даже только что родившийся ребенок, осторожно поддерживаемый под мышки в вертикальном положении, прикасании стопами твердой поверхности, начинает делать шаги вперед. Если Ваш малыш не желает "ходить" таким образом, попробуйте наклонить его вперед - так, чтобы голова и верхняя часть туловища как бы "опередили" ноги. Дайте ему почувствовать твердую поверхность всей стопой, а не только кончиками пальцев - и он непременно"пойдет".

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца:

Рефлекторное ползание

Как Вы наверняка уже догадались, это упражнение (как и все прочие, носящие мудреное определение "рефлекторные") также базируется на врожденном спинальном автоматизме. Он называется рефлексом ползания Бауэра и вызыватся очень просто: ножки лежащего на животе малыша нужно согнуть, предварительно разведя коленки в стороны (такая маленькая, знаете ли, лягушка:) - после чего дайте стопам ребенка почувствовать опору Ваших ладоней. Можно легонько подтолкнуть стопы малыша вперед, после чего зафиксировать свои ладони в неподвижном положении. Ребенок непременно оттолкнется от Ваших ладоней и проползет вперед. Внимание! При выполнении этого упражнения обязательно оцените расстояние от головыребенка до расположенной впереди стены или любой другой вертикальной (ине мягкой) поверхности: малыш может настолько резко оттолкнуться от Ваших ладоней и настолько стремительно продвинуться вперед, что ударитсяо такую плоскость головой.

Упражнения для детей в 1 - 3 месяца:

Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев ног

Осторожно удерживая ножку лежащего на спине малыша за область голеностопоного сустава, подушечкой большого пальца своей свободной рукинажмите на его подошву - в области "подушечки" стопы (т.е. у основания пальцев). В ответ малыш немедленно согнет пальчики стопы. Если же Вы с легким нажимом проведете пальцем вдоль наружного края стопы (от ее мизинца к пяточке), то паьцы ребенка разогнутся, заняв "веерное положение". Подошвенный рефлекс и рефлекс Бабинского, лежащие в основе этого упражнения, также являются врожденными автоматизмами, активно работающими в первые месяцы жизни ребенка.

Конечно, вышеперечисленные - далеко не все врожденные автоматизмы, которые можно использовать для тренировки мускулатуры и развития центральной нервной системы малышей первых месяцев жизни. При должной сноровке опытные родители могут "поставить на службу" здоровью грудничка и хватательный рефлекс, и тонический рефлекс Робинсона, ладонно-ротовой автоматизм Бабкина и поисковый автоматизм Куссмауля, хоботковый рефлекс и даже рефлекс Моро... Однако, думается, что регулярное выполнение хотя бы тех пяти рефлекторных упражнений, что приведены в этой статье, уже будет весьма ивесьма полезным для Вашего ребенка. Особенно - вкупе с массажем.

Кроме рефлекторных, для моторного развития используются и другие упражнения для в 1 - 3 месяца.Например, Вы можете осторожно приподнимать туловище лежащего на спине малыша, добиваясь образования между его туловищем и ногами почти прямогоугла - что-то вроде упражнения, с помощью которого взрослые "качают пресс". Помимо поддержки спинки ребенка (которую нужно осуществлять обеими руками), не забывайте фиксировать и его голову. Можно дополнить это упражнеие еще и покачиваниями туловища малыша вправо-влево - это может ему понравиться:)

Довольно полезно пассивное разведение бедер ребенка в стороны. Для этого нужно согнуть ножки малыша в коленях и, поддерживая их за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно и одновременно отвести правое бедро ребенка вправо, а левое, соответственно - влево. Это упражнение для детей в 1 - 3 месяцаспособствует оптимальному созреванию важной анатомической части тазобедренных суставов - вертлужных впадин. И потому является профилактической мерой в отношении врожденного вывиха бедра. Единственное пожелание (актуальное, впрочем, и для других упражнений) - перед тем, как приступать к его выполнению, желательно освоить технику под контролем квалифицированного специалиста. Хотя, "освоить" - звучит, пожалуй, слишком официально. Достаточно увидеть это своими глазами один-единственный раз. И тут же проделать это упражнение своими собственными руками - чтобы "прочувствовать" ими оптимальную степень разведения бедер малыша.

Любимейшим упражнением родителей является покачивание малыша в так называемой "позе плода". Чтобы придатьребенку такую позу, нужно положить его на спинку, мягко развести ножки,согнуть их в коленях и подтянуть к животику, а ручки сложить на груди -именно такое "компактное" положение занимает плод в полости матки. Разместить малыша в данной позе можно на любой мягкой поверхности - хотябы у себя на коленях. Уже сама поза в достаточной степени комфортна дляребенка, когда же мать или отец начинают покачивать малыша в разных направлениях, удовольствие, получаемое и "тренером" и "физкультурником" возрастает многократно. Это упражнение высоко ценится и профессионалами-неонатологами.

Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей в 1 - 3 месяца- благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Чего стоят хотя бы занятия с надувныммячом, позволяющие эффективно воздействовать на многие группы мышц и вестибулярный аппарат грудного ребенка... Или обладающие еще более мощным развивающим потенциалом упражнения в воде? Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового ребенка.
 
 

Стимуляция развития ребенка в 1 - 3 месяца: стимуляция нервно-психического развития

Стимуляция развития ребенка в 1 - 3 месяца: стимуляция нервно-психического развития
Сразу хотелось бы заметить - ни многостраничный труд, ни тем более единичная статья не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Даже если этому малышу нет еще и трех месяцев:). Потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.

А покачто можно ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим - лишенные этого малыши и ихродители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином "психо-сенсорная депривация". А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для стимуляции развития ребенка в 1 - 3 месяца.


Стимуляция развития ребенка в 1 - 3 месяца .

 
Разговаривайте с ребенком - используйте для этого периоды его бодрствования. Интонации голоса должны быть, конечно же, нежными и ласковыми, сама речь - спокойной и лишенной негативной энергетики (грудные дети таковую парадоксальным образом ощущают). Впрочем, соблюдение этих условий "подстраховано" самой природой: давно замечено, что большинство людей, разговаривающих с маленьким ребенком, "автоматически" начинают улыбаться, переходить на более высокие речевые тональности, да еще и
искусственно смягчать звуки, как бы подражая "детскому" произношению:).
В идеале малыш должен слышать голоса разного тембра - так что было бы замечательным, если бы с ним периодически "беседовали" не только матери,но и отцы, старшие братья, сестры, бабушки, дедушки и другие домочадцы.

Помимо разговоров, ребенку для развития в 1 - 3 месяцакрайне полезно слышать еще и родительское пение - последнее замечательно способствует более быстрому и эффективному знакомству малыша с богатым разнообразием звуков речевого диапазона и ритмикой. Чтопеть - не так уж и важно, главное - как петь. А петь, естественно, нужно "с душой" - и ребенок это непременно оценит по достоинству:) И ещеодин момент - во время разговора и пения не всегда нужно стоять напротив ребенка, поддерживая прямой зрительный контакт. Иногда следует ипрогуляться вокруг его кроватки, "выпасть" из поля зрения малыша - пусть растущий мозг учится
локализовать источник звука.

Вышеперечисленные действия родителей способствуют становлению работы слухового анализатора малыша, положительно влияют на развитие его эмоциональной сферы и обладают еще целым рядом весьма полезных эффектов.

Не меньшего родительского внимания требует и зрительный анализатор малыша - помимо уже упоминавшегося контакта "глаза в глаза", практикуемого с первых суток жизни, к возрасту 8-10 дней следует начинать активно стимулировать реакцию слежения у ребенка. Для этого можно использовать яркие игрушки, демонстрируемые на расстоянии 50 - 70 см от груди маленького человека. Желательно, чтобы игрушки были еще и звучащими. Перемещая такую "шумящую" погремушку вправо-влево, вверх-вниз, Вы и стимулируете реакцию слежения. Вместо игрушки можно использовать... себя:) Для этого пойте, говорите и одновременно ходите туда-сюда - как это предлагалось в предыдущем абзаце. К концу первого месяца жизни помимо таких периодических занятий, нужно еще и снабдить малыша "стационарным" зрительным раздражителем - подвесить яркую, но не особенно многоцветную игрушку размером 6 -8 см в его кроватке. Кстати, лучше действительно подвесить одну игрушку, предоставив таковой возможность движения в стороны, чем завесить все поле зрения ребенка многоцветной и практически неподвижной гирляндой из погремушек. Все хорошо в меру, как говорится:)

Эффективно стимулировать развитие ребенка в 1 - 3 месяца невозможно без поддержания тактильного контакта "тело к телу" - а потому следует непременно носить ребенка на руках. До полуторамесячного возраста это лучше делать в горизонтальном положении, после - в вертикальном, поддерживая под грудь и ягодицы. Последнее не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но и открывает ему новые возможности для знакомства с миром. А в этом мире на глаза емудолжны частенько попадаться уже упоминавшиеся выше улыбающиеся, ласковоразговаривающие, а также поющие добрые и нежные песни "лица" взрослых. Итогда с эмоциональным тонусом у малыша все будет в порядке - в ответ натепло родительских рук и доброжелательное общение он непременно ответитпервой улыбкой. А потом и второй, третьей...

Развитие моторики у малыша первых трех месяцев жизни -также дело чрезвычайно важное. Думается, нет смысла дублировать описание действий, развивающих эту самую моторику - с таковым можно ознакомиться в статьях данного Календаря, посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям. Выполняя изложенные там рекомендации, Вы можете быть спокойны: для развития двигательной сферы малыша делается достаточно. Впрочем, это, конечно же, не предел - и еслиимеется желание делать больше, то, как говорится, в добрый путь!
 
 

Стимуляция развития ребенка в 6 - 12 месяцев

Стимуляция  развития ребенка в 6 - 12 месяцев
Так уж заведено в природе, что процесс развития отдельно взятого человеческого существа, мудрено именуемый онтогенезом, протекает строго индивидуально - ведь каждый из нас имеет свои генетические особенности, да и внешнесредовые влияния на организмы разных людей могут существенно варьировать. Чем больше возраст ребенка, тем более выраженными становятся отличия его персональных темпов и приоритетных направлений нервно-психического развития от темпов такого развития других детей. И тем большую неоднородность приобретают когорты малышей-сверстников. Это похоже на шоссейную велогонку или большое авторалли - чем больше времени проходит от старта, тем сильнее "растягивается" в пространстве и времени изначально компактный "рой" спортсменов. Тем самым озадачивая, наполняя надеждой или повергая в уныние тренеров, болельщиков и просто любителей спортивных прогнозов. Впрочем, масштабы и правила глобальнейшего ралли, именуемого Жизнью, мало сопоставимы с масштабами и правилами любого из ныне существующих спортивных соревнований - так что мамам и папам, чьи грудные малыши не попали в число лидеров по нервно-психическому развитию в 6 - 12 месяцев,огорчаться в большинстве случаев не стоит. Потому что до "финиша" еще очень далеко, да и комплекты "золотых медалей" здесь разыгрываются в практически неограниченном количестве.

Разглагольствования, с которыми Вы только что ознакомились, являются попыткой авторов-составителей этого Календаря хоть как-то оправдаться перед читателем за то, что следующие ниже рекомендации по развитию нервно-психического развития ребенка хронологически несколько "размыты" иохватывают разом срок от 6 до 12 месяцев. Дело в том, что различия в индивидуальных темпах освоения малышами различных навыков и умений во втором полугодии жизни и вправду настолько существенны, что невозможно дать конкретные рекомендации на конкретный месяц, не зная всех особенностей текущего нервно-психического статуса малыша. Равно каки особенностей среды его обитания. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь некими ориентировочными советами, представляющими собой развивающийминимум, ниже которого опускать планку по-настоящему заботливым родителям во второй половине первого года жизни малыша нежелательно. Темже мамам и папам, кто всерьез вознамерился вырастить вундеркинда, следует трудиться гораздо интенсивнее:)

Стимуляция  развития ребенка в 6 - 12 месяцев

Итак, Старайтесь не давать малышу "залеживаться" - движение, как известно, и есть жизнь. Если бытовые проблемы заставляют Вас активно пользоваться манежем, то позаботьтесь о том, чтобы помещенный в него ребенок постоянно пытался что-то достать, до чего-то дотянуться. Предоставьте ему оперативный простор для ползания, если этотвид передвижения малышу по душе. Начиная с восьмого месяца жизни в большинстве случаев уже следует побуждать ребенка к активному освоению вертикального положения. Т.е. нужно учить его вставать на ноги, держась за что-либо - за борта того же манежа, например. А затем и ходить таким же образом. Вариантом стимуляции двигательной активности могут быть "ходунки" - только не забывайте периодически извлекать малыша из них и обучать "безмашинному" стоянию-хождению. Некоторые дети уже на девятом-десятом месяце могут совершить первые самостоятельные шаги без поддержки - с этого момента стимулируйте хождение, играя с малышом во всевозможные "догоню-догоню", "топ-топ-топотушки" и "а ну-ка, отними!".

Стимуляция  развития ребенка в 6 - 12 месяцев:не забывайте и о развитии мелкой моторики: во втором полугодии игрушки малыша должны быть более сложными. Пирамидки, кубики, кастрюльки, корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годныедля всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских деяний прекрасно развивают нервные центры и, как следствие, координированность ручек ребенка. Играйте с малышом, учите его произвольно пользоваться такими игрушками и предметами - это неоценимо не только для моторики, но и для интеллекта маленького человека.

Не стесняйтесь загружать сенсоры ребенка - в это время он должен получать через зрение и слух много разнообразной информации. Как дома, так и на прогулке. Красочно иллюстрированные книжки, всевозможные возбуждающие любопытство предметы, кошки-собаки-попугаи-аквариумные рыбки - в общем, показывайте ребенку все, что только можно. Хотя многие педиатрические школы не рекомендуют приобщать детей младше двух лет к телевизору, реальный опыт показывает, что краткосрочный просмотр броских визуальных сюжетов (типа рекламных роликов или фрагментов видеоклипов, фильмов и т.д.) физической опасности, в общем-то не представляет. Да и невозможно полностью оградить малыша от всепроникающего телевидения - просто нужно позаботиться о том, чтобы время его визуального контакта с телеприемником (или компьютерным монитором) было небольшим по продолжительности, а поглощаемая ребенком информация была эмоционально позитивной и не слишком возбуждающей. Не забывайте постоянно обогащать фонотеку ребенка - хорошая музыка, в том числе и музыка природы (пение птиц, шум дождя и т.д.) оказывает мощное положительное (и развивающее) воздействие на психику малыша.

В 6 -12 месяцевтренируйте осязательные способности маленького человека - предлагайте ему для ощупывания естественные и искусственные материалы самой разной фактуры. Придайте таким занятиям форму игры-ритуала - например, гуляя в парке или во дворе, подходите с малышом к деревьям и предлагайте: "Давайпотрогаем пальчиками березку" (лиственницу, бархат, секвойю, финиковую пальму или что там еще растет у Вас во дворе). Развивайте обоняние ребенка - пусть запахи цветов, листьев, травы и мха, фруктов, ягод и Ваших кулинарных шедевров войдут в его жизнь. Отличие развивающих воздействий во втором полугодии жизни от таковых в полугодии первом заключается в мультифокусности - тренируя, например, конкретные сенсоры,не стоит забывать и о стимуляции речи, процессов мышления, эмоциональной сферы ребенка и т.д. Общайтесь с малышом, как общается талантливый учитель с благодарным и усердным учеником - тем более, что усердия Вашему ребенку наверняка не занимать. Впрочем, как и Вам - педагогических талантов:)

Развивая моторную речь малыша в 6 -12 месяцев,следует вначале изучить то, что он уже умеет говорить. Выбирая из обильной речевой продукции ребенка рациональные звуки и слоги, побуждайте его повторять их снова и снова, варьируя интонации. Разумеется, такие занятия просто обязаны иметь форму игры - иначе они будут малоэффективными. В свою очередь, дети учатся говорить, подражая взрослым - поэтому периодически перехватывайте инициативу у маленького говоруна: пусть и он поимитирует звуки, что произносите Вы. К возрасту 9-10 месяцев среди отрабатываемых звукосочетаний все чаще и чаще должны фигурировать фонетически простые слова (мама, папа, баба, дай, на и т.д.), равно, как и слова "облегченные" (гав-гав, би-би, пи-пи, кис-кис,ням-ням и т.п.) Будучи освоенными малышом, такие слова как бы перекидывают связующий мостик между речью сенсорной ("понимательной") и речью моторной ("говорительной").

Для развития сенсорной речи, понятное дело, нужно часто и много разговаривать с ребенком, обращаясь кнему с просьбами, простыми инструкциями ("помаши папе ручкой", "открой ротик", "покорми куклу", "дай маме игрушку" и т.д.). А также просто рассказывая малышу обо всем, что считаете достойным его внимания. При этом старайтесь произносить слова отчетливо, интонационно выделять срединих главные и второстепенные. Предложения желательно строить грамотно -иначе малолетний имитатор успешно освоит все Ваши слова-паразиты и бытовизмы, невыгодно отличающие разговорную речь от литературной. Кстати, для ознакомления малыша с последней читайте ему вслух - благодарный маленький слушатель прекрасно воспримет и Лескова, и Толстого, и Чехова, и Есенина, и Маяковского... В разумных количествах, конечно:)


Из "бытовых" навыков в 6 - 12 месяцев имеет смысл сосредоточить внимание на умении самостоятельно есть. Уже с 6,5 - 7месяцев нужно давать малышу в руки кусочек печенья или сухарик, побуждая его есть самостоятельно. В период с 7 до 12 месяцев ребенок вполне способен научиться пить из чашки или пиалы - сначала поддерживаемой взрослым, а затем и собственноручно. После освоения малышом навыка самостоятельного сидения следует кормить его именно в этом положении, используя специальный детский столик. При этом нужно мягко, весело и настойчиво прививать ребенку навыки опрятности - как непосредственно во время еды, так и после нее ("водичка-водичка, умой мое личико" и т.п.). Ближе к концу первого года не помешает и крепко "подружить" малыша с ложкой - ну, той самой, серебряной, что бабушка подарила "на прорезавшийся зубок":) Многие годовалые дети могут довольноуверенно пользоваться этим жизненно важным инструментом.

И, наконец, знаменитая "проблема горшка". Если Вы намерены решить ее, то второе полугодие жизни (особенно последний квартал первого года) вполне для этого подходит. При соответствующих усилиях со стороны родителей, к году вполне реально приучить малыша проситься на горшок - осталось только решить, нужно ли это Вам.

В рамках короткой заметки действительно невозможно детально обсудить методические подходы и технические варианты развивающих воздействий для детей в 6-12 месяцев.  Вэто время многие родители, вооружившись опытом энтузиастов вроде Глена Домана, Масару Ибуки, Сесиль Лупан или Никитиных, уже вовсю трудятся надранним раскрытием потенциала своих ненаглядных маленьких гениев - остается только пожелать им успехов и мудрого отношения как к самому процессу раннего развития, так и к конечным результатам этого, безусловно благодарного, труда. Мудрого - потому что здесь очень важно не перейти тонкую грань, за которой заканчивается несущая огромную пользу и радость интеллектуальная "физкультура" и начинается чреватый разочарованиями и прочими негативными эмоциями интеллектуальный "большойспорт".

Относиться к развивающейся личности малыша нужно бережно и уважительно, без неоправданного форсажа. Ведь для того, чтобы она в конечном итоге переросла в Личность Настоящего Человека, в большинстве случаев от родителей вовсе не требуется "крутых" действий в стиле легендарных Святогора или Ильи Муромца. Вполне достаточно тихого, мягкого, но в то же время упорного каждодневного труда, что больше сродни менее известному былинному герою - скромному землепашцу Микуле Селяниновичу. Между тем, как следует из русского эпоса, именно этому скромному землепашцу оказалось под силу сделать то, чего не смогли герои-богатыри:)
 
 

2 комментария


Рекомендованные комментарии

×
×
  • Создать...