Сон
Начнем с хорошо известного факта: треть жизничеловек спит. Это обычный человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда не спят - они едят, когда едят - они не спят").
Неудивительно, что сон как глобальное явление играет важную роль в человеческом бытии. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен множеством самых разнообразных проблем. Было бы несправедливо оставить эти проблемы без рассмотрения, особенно с учетом того факта, что вопросы, связанные с питанием, гулянием и отдыхом, мы уже обсуждали.
Начнем с попытки принципиально разобраться с самим явлением. Что такое сон, для чего он нужен вообще? В течение многих лет ученые придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а владелец мозга - вести активный образ жизни.
Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже для неспециалистов. Со специалистами сложнее - стремясь доказать абсолютно понятные вещи, они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы сна", но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?
Но какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает: сон жизненно необходим. Ну вот так природой заведено - нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы головного мозга, которая носит название сна.
Отношение родителей к детскому сну весьма существенно меняется по мере роста ребенка, как меняются и проблемы, сон окружающие. Обсуждение этих проблем вполне целесообразно разбить на три взаимосвязанных части - 1. Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни); 2. Сон здоровых детей; 3. Взаимосвязь сна и болезней. Рассмотрим их по порядку.
СОН МЛАДЕНЦЕВ (новорожденный и первые месяцы жизни)
Большую часть суток новорожденный спит. Поскольку кроме сна он еще и ест, очевидна теснейшая взаимосвязь этих процессов. Наличие или отсутствие "режима сна" зависит от наличия или отсутствия "режима еды". Очевидный вывод - система вскармливания коренным образом определяет ответ на вопрос: "когда и сколько спать?".
В настоящее время большинство педиатров перестали рекомендовать матерям "строжайшее соблюдение режима питания", что подразумевало кормление с интервалом в 3 часа с обязательным ночным перерывом в 6 часов. Все больше поклонников (как в среде педиатров, так и среди родителей) находит система свободного вскармливания. Суть этой системы - ребенка кормят тогда, когда он захочет есть. Обязательный ночной перерыв, когда голодный ребенок часами орет и таким образом приучается "к дисциплине", уже не советуют, вполне справедливо считая его (ночной перерыв) сознательным издевательством над всеми членами семьи.
Сон младенцев - один из главнейших показателей их здоровья. Ребенок спит до тех пор, пока не срабатывает чувство голода. Если сыт, но не спит - значит, что-то не так. Не так либо со здоровьем, либо с тем местом, где ребенку приходится спать (жарко, холодно, мокро и т. п.). По мере того, как ребенок растет, появляются и удлиняются эпизоды бодрствования, но они не должны (в норме, разумеется) проявляться криками и воплями, - если это так, причины те же - проблемы либо со здоровьем, либо со средой обитания.
Один из наиболее принципиальных вопросов - детская комната. Вне зависимости от того, комната эта исключительно детская или одновременно детская плюс спальня родителей, существует ряд определенных требований, соблюдение которых - ключ к спокойному сну на радость папе и маме.
Необходимое уточнение: употребляя словосочетание "детская комната" автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о "детской спальне", но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе настолько странную жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.
Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос "чем дышать?". Нет ничего более вредного для ребенка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и теплый воздух:
- оптимальная температура - 18-20 °С;
- лучше 16 °С, чем 22 °С;
- лучше лишняя распашонка, чем наимоднейший обогреватель;
- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.
Кроватка желательно деревянная. Никаких подушек!!! Матрац - ровный и жесткий.
В принципе, детская комната предназначена, главным образом, для сна в ночное время. Днем ребенку желательно спать на свежем воздухе, и меры здесь нет (т. е. много не будет). Очевидно, что для младенцев, в отличие от детей других возрастных групп, сон на свежем воздухе равносилен гулянию. Поэтому мы не будем повторяться, а читателей, желающих выяснить, как все-таки следует гулять (где, с кем, когда и сколько), адресуем к статье "Гуляем".
В комплексе проблем, окружающих сон младенцев, особняком стоят две: 1. Не спит, пока не укачаем; 2. Не спит в кровати, но прекрасно спит на руках у мамы.
По поводу укачивания заметим, что у детей довольно слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется "укачали". Малыша, привыкшего к качанию, отучить довольно сложно. Понятно, что лучше не начинать, поскольку укачивание не очень полезно для ребенка и не очень приятно для его родственников.
Особый вопрос - сон на руках. С точки зрения Природы, новорожденный человеческий детеныш неразлучен с матерью. Не может дикая человеческая самка оставить малыша одного и уйти. Описанная взаимосвязь реализуется в виде конкретного инстинкта - не ощущая рядом ничего крупного и теплого, ребенок испытывает инстинктивный страх и призывно орет. Взяли на руки - инстинкт реализовался - малыш замолчал.
Выраженность описанного инстинкта у детей разная, отсюда и разная острота проблемы сна на руках у взрослых. Но главное в другом - не находя реализации, инстинкт угасает. Поэтому, сутками просиживая с ребенком на руках, - только бы в доме было тихо - родители лишь поддерживают инстинкт, замыкая порочный круг. Надо потерпеть - иногда достаточно одного-двух дней, иногда недели, тут уж как кому повезет. Важно лишь быть уверенным в том, что именно инстинктивные страхи являются первопричиной детских воплей. Убедиться в этом, кстати, совсем не сложно - ни одна болячка не пройдет только оттого, что ребенка взяли на руки. Так что если дитя пищит и на руках, и в кровати - ищите болезни или неудовлетворенные желания (т. е. хочет, но не может - поесть, попить, пописать, покакать и т. д.), но если на руках молчит, а в кровати орет - наберитесь терпения.
И в заключение подчеркнем: здоровый ребенок, который нормально развивается, сам знает, сколько ему надо спать. Неправильно будить малыша только потому, что, по мнению родителей, ему пора заниматься чем-то другим - есть, например. Для нормального развития и нормального здоровья сон имеет не меньшее значение, чем еда.
СОН ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать - сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.
От 1 года до 1,5 лет: количество периодов дневного сна - 2 (1-й - 2 - 2,5 ч, 2-й - 1,5 ч); ночной сон - 10-11 ч;
От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна - 1, его продолжительность - 2,5 - 3 ч; ночной сон - 10-11 ч;
2 - 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 - 2,5 ч; ночной сон - 10-11 ч;
В дальнейшем - до 7 лет - рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью - не менее 8 - 9 ч.
Отдав долг "нормам", рассмотрим конкретные проблемы.
Все, что было выше написано про детскую комнату, не имеет возрастной специфики - в любом возрасте оптимальна температура около 18-20 °С, в любом возрасте не желательны накопители пыли.
С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым - сондолжен создавать условия для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии) - естественно, когда человек спит не потому, что спатьпора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому, чтовыспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические "фокусы".
Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым), определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. Нажелание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов - упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.
Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.
Основная родительская проблема - "не хочу спать". Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.
Отмечу, что родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.
Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой "не уложишь - не поднимешь". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").
Рациональных способов борьбы с детским "спать не хочу" три.
Способ первый. Увеличение физических нагрузок - спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, - по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.
Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учет стремления детей к копированию взрослых. Тема "пора спать" вообще не должна подниматься. Или ребенок захочетспать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение "отправляйся в постель", тем больше возникает проблем.
Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно здоровых детей.
Часто просыпаются с чувством жажды. Основная причина (99%) - нарушение главного правила детского сна - чистая прохладная детская комната. Пересыхают слизистые оболочки, причины понятны (тепло, сухо, обогреватели, ковры, пыль). Если вовремя не изменить физические параметры детской комнаты, "ночное питье" закрепляется в виде рефлекса.
Скрежетание зубами во сне. В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине этого явления. Абсолютно всем хорошо известно: "коль дитя скрипит зубами - значит, мается глистами". Сие положение не находит однако, подтверждения. У скрипящих зубами глисты, конечно, встречаются, но не чаще, чем у других, зубами не скрипящих. Ни врачи, ни ученые-физиологи, много лет изучающие сон, не знают, из-за чего это происходят, но в одном убеждены точно - это не болезнь, это со временем проходит, хотя два отрицательных момента есть - не слишком приятно с эстетический точки зрения и вполне реальная возможность повреждения зубов.
Существует теория, согласно которой причина скрежетания во сне зубами - рудиментарный (т. е. недоразвитый, остаточный) рефлекс, аналогичный рефлексам животных, который таким образом точат себе зубы.
Ночное недержание мочи, или энурез. Это весьма неприятное явление имеет место у 10% детей. Существуют десятки способов фармакологической и психотерапевтической коррекции этого явления. Ни один из этих способов не является абсолютно эффективным, хотя отдельные методики у отдельных детей приводят к прекрасным результатам. Врачам причины энуреза до сих пор не известны. Предполагают, что в созревающем мозге иногда формируется особый очаг, который в определенной фазе сна запускает рефлекс опорожнения мочевого пузыря. Поскольку речь идет именно о созревающем мозге, энурез рано или поздно прекращается.
Ночные страхи. Наиболее часто имеют место в возрасте 3 - 8 лет и в периоде полового созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и выраженность во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от элементарного здравого смысла родителей. Страшные сказочки перед сном, телевизионные ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного мальчика, которого утащил злой пес-Барбос. Индивидуальная детская комната увеличивает вероятность ночных страхов - вместе с родителями спать поспокойнее.
В то же время страхи на этапе отхода ко сну (боязнь темноты, тишины, шума ветра за окном) требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем случае не высмеивать, может быть, и посидеть рядышком, пока не уснет.
Важнейшим правилом, регламентирующим отношение родителей к любым детским ночным проблемам, является максимально возможная доброжелательность.
Чтобы ни делал ребенок во сне, - скрипел зубами, мочился в постель, ходил, разговаривал, храпел-сопел - он этого не делал. Это был не он, думающая часть детских мозгов не имела никакого отношения ко всем вышеописанным процессам. Еще раз напомню: самые-пресамые специалисты до сих пор не могут понять, что такое сон и для чего надо спать. Все, во сне происходящее, во многом остается тайной за семью печатями, и ругать ребенка за мокрую постель, по меньшей мере, неразумно.
СОН И БОЛЕЗНИ
Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев состояния здоровья.
Любые существенные отклонения от режима сна - внезапное пробуждение в необычное время и особенно (!) желание спать в необычное время - являются весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны родителей - измерить температуру тела, пораспрашивать (болит-не болит), лишний раз проснуться ночью - посмотреть, потрогать лобик.
Следует помнить, что сонливость - типичное проявление высокой температуры тела и критического дефицита жидкости в организме.
Если врачебные назначения не могут быть выполнены из-за сонливости (не пьет жидкость, не хочет глотать лекарства) - это однозначное показание к немедленной госпитализации.
Во время любой болезни, но особенно при острых респираторных заболеваниях, первостепенное внимание должно уделяться детской комнате. Факторы, рассматриваемые нами в качестве желательных для ребенка здорового, становятся обязательными при развитии болезней.
Любая респираторная вирусная инфекция сопровождается повышенным образованием слизи на всем протяжении дыхательных путей - от слизистой оболочки носа, до бронхов. Высыхание этой слизи - важнейший фактор риска, многократно повышающий риск бактериальных осложнений. Скопление и высыхание слизи во время сна более вероятно (более душно, ребенок не двигается и не пьет). Отсюда обязательное условие сна больного ребенка: теплая одежда, но чистый, прохладный и влажный воздух. В течение дня многократная влажная уборка.
Некоторые, хотя и вполне очевидные моменты, касаются ночных действий родителей при детских болезнях. Не закрывать дверь в детскую комнату, быть рядом, напоить, переодеть, успокоить, лишний раз измерить температуру.
В целом режим сна больного ребенка может меняться самым существенным образом - смещаются привычные часы сна, изменяется (как правило, удлиняется) их продолжительность. Это вполне естественно, но важнее другое - восстановление обычного режима сна является важнейшим признаком выздоровления.
(Е. Комаровский)
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Комментариев пока нет.