игры с ребенком от 4 до 6 месяцев (на заметку)
Игры с ребенком от 4 до 6 месяцев основаны на новых навыках, которые он пытается освоить, — на его стремлении схватить, потрогать, понять различие на ощупь. Малыш в этом возрасте уже не является пассивным наблюдателем — он двигается.
Носики-животики
Эта игра помогает ребенку получить представление о своем теле. Заодно поддерживается физический контакт с мамой, малыш окружен любовью и лаской. Играют во время переодевания ребенка.
— Где наш носик, хорошенький носик, любимый носик, носик, носик? Вот он, носик, носик, любимый носик! ("Найдя" носик, поцелуйте его.)
— А где наш животик, хорошенький животик, любимый животик, животик, животик? Вот он, животик, животик, любимый животик! ("Найдя" животик, поцелуйте его.)
— А где наша ручка? Наша правая ручка, наша любимая-любимая правая ручка? Вот она...
Таким образом называются все части тела ребенка. Постепенно малыш начнет сам подставлять называемую часть тела под поцелуи.
Ближе и дальше
Покажите ребенку колечко от игрушечной пирамидки. Подвиньте его ближе к глазам малыша, при этом приговаривайте:
— Вот колечко, колечко ближе, ближе, совсем близко!
Отодвиньте колечко подальше, приговаривая:
— Колечко дальше, дальше, далеко!
Покатайте колечко по столу (если держите ребенка на руках) или по бортику кроватки (если ребенок лежит в кроватке), приговаривая:
— Катим колечко, катим ближе, совсем близко! Катим колечко, катим дальше, совсем далеко!
Поиграйте с малышом колечками разных размеров и цветов.
Перетягивание колечка
Проденьте в небольшое колечко от игрушечной пирамидки веревочку, свяжите ее концы. Колечко должно быть такого размера, чтобы ребенок мог легко удержать его в руках. Вложите колечко в ручки ребенка и потихоньку тяните за веревочку.
— Колечко в ручках! Держим колечко! Крепко держим колечко!
Малыш будет держаться за колечко, изо всех силенок пытаясь не выпустить его из рук. Выдергивать колечко не нужно, только аккуратно тянуть.
Таким же манером можно играть в перетягивание каната (роль каната замечательно исполняют не только веревочки, но и шарфики). Перетягивать можно и погремушку.
Учтите: ребенок может захотеть поиграть в перетягивание волос. Это, конечно, болезненно, но ругать его ни в коем случае нельзя. Он осваивается в новом мире, а волосы мамы, с его точки зрения, гораздо привлекательнее веревочки. Поэтому самый простой выход — подкалывать волосы так, чтобы малыш не мог за них ухватиться, а также предлагать ему для перетягивания другие предметы.
Пощелкаем колечками
Нанижите колечки от игрушечной деревянной пирамидки на веревочку и подвесьте к кроватке так, чтобы малыш легко мог до них дотянуться. Перемещайте колечки, чтобы они щелкали друг о друга. Возьмите ручки ребенка, коснитесь ими колечек, передвигайте колечки ручками малыша, чтобы колечки щелкали.
Щелк-пощелк!
Колечком щелк!
Щелкают колечки
Над (имя малыша) крылечком!
Баранки
Для игры с колечками также подходит эта очаровательная потешка.
Рано утром спозаранок
Накупил баран баранок (малышу показываются самые маленькие колечки от игрушечной пирамидки),
А затем на рублики
Прикупил и бублики. (Теперь показываются колечки побольше.)
Хороши баранки-бублики! (Показываются маленькое колечко и побольше — "баранка" и "бублик".)
Ах, не зря платили рублики! (Малышу отдаются все колечки.)
Пекли зайцы калачи. (Показывается пара самых больших колец и тоже отдается малышу.)
Ах, румяны, горячи!
Прилетели тут грачи,
Похватали калачи (берутся большие кольца у ребенка),
Укатили, сев на саночки, —
Нам достались лишь бараночки. (В ручки малыша вкладываются маленькие колечки.)
Под эту потешку можно играть и настоящими баранками и сушками.
Ищем дудочку
Подготовьте на полу площадку, чтобы было достаточно мягко и чисто. Положите ребенка на пол. Возьмите детскую дудочку (свисток, погремушку) и подудите (свистните, позвените погремушкой) так, чтобы ребенок видел, что вы делаете. Перемещайтесь, продолжая издавать звуки. Пусть малыш поворачивается вслед за вами на звук. Заходите с разных сторон — слева, справа, сзади, давайте крохе время передвинуться так, чтобы вас видеть. Лучше всего, если вы будете ползать вокруг ребенка.
Собираем пирамидку
Начинайте собирать пирамидку, когда малышу будет около 5 месяцев, причем учтите: он вовсе не сразу станет нанизывать кольца на стержень.
Сперва поставьте стержень, а кольца пирамидки разложите вокруг ребенка, чтобы он мог их легко достать, но расстояние до колец должно быть различным. Потом, показывая на нужное кольцо, просите:
— Дай колечко! Дай мне это колечко!
После того как малыш подаст кольцо, нанижите его на стержень. И так до тех пор, пока не соберете всю пирамидку.
Весьма возможно, что сначала малыш вовсе не будет понимать, чего от него хотят. Показывайте ему, что означает "дай колечко". Вкладывайте колечко в его ручку, берите у него колечко. Не забывайте поблагодарить малыша после того, как он подал колечко или вы взяли его из ручки:
— Спасибо! Дал маме колечко!
Хвалите малыша и тогда, когда он все делает правильно, и тогда, когда у него не получается, но он старается.
Катаемся на шаре
В катание на мяче можно играть, когда ребенок уже уверенно держит головку.
Игровая площадка должна быть мягкой, чтобы ребенок не ушибся, если скатится с мяча. Играть можно на диване, на кровати, на полу (предварительно постелив одеяло потолще).
Возьмите небольшой мяч поярче — дети любят яркие цвета — и положите на него малыша животиком. Размеры мяча должны быть таковы, чтобы ребенок мог достать ручками до пола. Придерживайте малыша за ножки, чтобы он не упал с мяча. Для начала лучше играть втроем: мама держит ребенка за ножки (перехватывает за бедра, чтобы ножки были согнуты, будто малыш стоит на четвереньках), папа — за ручки или наоборот. Медленно двигайте ребенка так, чтобы мяч катился.
Когда малыш освоится с катанием на мяче, можно придерживать только за ножки. Постепенно усложните игру: немного покатав малыша на мяче в обычном режиме, резко (относительно!) толкните мяч вперед. Почти всегда реакция ребенка одинакова: он вскидывает ручки и опирается ладошками о пол.
Кто там, в зеркале?
Возьмите ребенка на руки, подойдите к зеркалу.
— Кто там, в зеркале? Мама и малыш (имя)!
Погримасничайте перед зеркалом так, чтобы малыш видел и ваше лицо, и отражение в зеркале. Убедитесь, что кроха внимательно смотрит в зеркало, поднимите его ручку, помашите ею.
Подвесьте зеркальце над кроваткой ребенка так, чтобы он мог себя видеть. Каждый раз, увидев, что малыш рассматривает свое отражение, сообщайте ему:
— Кто там, в зеркале? Да это же (имя ребенка)!
Почесуньки
Сшейте простынку из тканей различной текстуры: лоскута махрового полотенца, куска хлопчатобумажной простыни, квадратиков меха и т.д. Постелите эту простынку на диване и разложите на ней игрушки: яркие колечки, погремушки, мячики. Положите на простынку малыша (кроме памперса, никакой одежды не нужно). Двигайте игрушки так, чтобы ребенок поворачивался за ними и касался тельцем кусков ткани с различной текстурой. Приговаривайте:
— Почешем спинку, пощекочем животик, погладим бочок, погладим другой! (Сопровождайте все действиями — почесывайте, щекочите, поглаживайте.)
Прятки
Ваш малыш играет с погремушкой (колечком, мячиком). Возьмите эту игрушку и у него на глазах "спрячьте" под простынку.
Помните: сначала подобное действие может вызвать (и обычно вызывает) бурный протест. Ребенок кричит и плачет, и даже демонстрация игрушки, "найденной" под простынкой, не всегда его сразу успокаивает.
Дело в том, что для малыша предмет, который исчез, перестает существовать. То есть погремушка спрятанная — это погремушка, утраченная навсегда! А та погремушка, которую "нашли" под простынкой, — это совсем другая погремушка.
Но затем ребенок начинает понимать, что "спрятанное" не означает "пропавшее". Предметы продолжают существовать, даже исчезая на некоторое время из поля зрения. И погремушка, "найденная" под простынкой, — это все та же погремушка, что и раньше, а вовсе не другая! Пройдет немного времени, и малыш сам с увлечением начнет "прятать" и "находить" игрушки.
2 комментария
Рекомендованные комментарии