Перейти к публикации

VerinkaD

  • записей
    29
  • комментариев
    205
  • просмотров
    10 060

Причины психологического бесплодия


VerinkaD

1 296 просмотров

когда я дошла до тревожных звоночков в планировании (для меня этим стали мои мысли и разговоры с мужем о разводе, по типу что ж я тебя держу 7 лет надеждами, когда в какой то момент перестала верить) мне повезло или это была не совсем точка, но я все-таки снова стала шевелиться, в этом семестре заканчиваю инст-т 2 высшее по психологии. и нашла себе я новую поддержку именно в том, чтобы рыться в психике в поисках причин своего бесплодие, потому что мне надоело слышать 7 лет, что я могу родить сама вот так, а  в итоге / и слезы. Написала я курсовую, прочитала много литературы на эту тему и в итоге я выделила причины бесплодия.

 Выкладываю главу своего теоретического исследования, надеюсь Вам будет интересно и  пригодится.

Причем доказано, что психологические факторы могут вызывать объективные изменения в нервной системе, которая опосредованно оказывает влияние на весь организм, в первую очередь через эндокринную (гормональную) систему, что в свою очередь может привести к таким явлениям как спазмы труб, гипертонус (напряжение) матки, вообще отсутствие овуляции.  И еще существуют частые ситуации, когда имеются какие-то небольшие нарушения, которые не исключают наступления беременности, но несколько снижают возможность забеременеть. В этих случаях часто непонятно, что же все-таки является главной причиной бесплодия, все факторы наслаиваются друг на друга, но гинекологи конечно, считают причиной сперва физические нарушения и не ставят бесплодие неясного генеза. В зарубежной психологии проблемой бесплодия занимаются уже давно. Так, например,  Deutsch выделил «типы» женщин, страдающих бес­плодием: 1) незрелые, чувствительные, разбор­чивые женщины, по-детски капризные по отно­шению к мужу и склонные к функциональным расстройствам; 2) агрессивно - доминантные женщины, не признающие свою женственность; 3) женщины с ролью матери, которые переносят свой материнский инстинкт на мужа; 4) женщи­ны, посвятившие себя карьере или другим эмо­циональным интересам [20].По мнению P. Pepperell и соавт., женщин, страдающих бесплодием, по степени выражен­ности и устойчивости их сопротивления зачатию можно разделить на 3 основные группы:1)      В пер­вую группу входят женщины, у которых сопро­тивление беременности является довольно по­верхностным и бесплодие может прекратиться самопроизвольно под влиянием энтузиазма во время обследования и на ранних этапах лечения. Эту группу составляют приблизительно 35% женщин, страдающих бесплодием. 2)     Во вторую группу входят женщины с более устойчивой «блокадой» зачатия, происходящей в результате некоторой внешней стрессовой ситуации, ощу­щаемой как неблагоприятной для материнства (напряженные отношения в семье, так называе­мое «карьерное» бесплодие). Определенные ре­комендации и изменение условий жизни могут способствовать возникновению беременности. 3)     В третью группу входят женщины, бесплодие ко­торых возникло в результате глубокого и дли­тельного психосоматического напряжения, свя­занного с наличием психогенных стрессов. Та­ким женщинам Pepperell предлагает освободиться от мешающих зачатию страхов, установок посредством психо­аналитических методов [20].      L.W. Cox (1975) установил, что «необъясни­мое» бесплодие может быть связано с конфликт­ным детством, различными социальными факто­рами, неудачными взаимоотношениями в семье, боязни беременности, материнства, страха перед родами и послеродовыми психозами, противоре­чием между стремлением к профессиональной деятельности и материнством [10].    В отечественных исследованиях, начиная с 90-х годов интенсивно изучаются психосо­матические и психотерапевтические аспекты бесплодия, и в частности зачатия и беременности [3,4,5,10,14,16,18,19,26,27-29]. В результате вышеуказанных исследований в 90-е годы ХХ века в отечественной пси­хологии было введено понятие «психоло­гическая готовность к материнству», опре­деляемое как «особое психологическое со­стояние матери, которое удовлетворяет важнейшие психологические потребности младенца в безопасности, поддержании интереса к внешнему миру и любви» [18,19].  Поэтому большинство исследователей и практикующих психологов причиной психологического бесплодия обобщенно называют психологическую неготовность к материнству. Психологическая готовность к материнству состоит из 5  ресурсов: личност­ного, эмоционального, когнитивного, опе­рационального и психофизиологического. Причем главенствующим факто­ром является сформированность личност­ного ресурса, то есть личностной зрелости и личностного смысла родительства, а следующим по значимо­сти – эмоциональная готовность.Таким образом, можно выделить по степени сопротивлению к зачатию следующие группы причин, вызывающие бесплодие:1. Проведенные исследования, а также работа практических психологов [2,5,8,17,20,23] показывают, что у большинства женщин с разны­ми формами нарушения репродуктивных функций в той или иной степени есть  нижеуказанные  психологические особенности:·        общая инфантильность, проявляющаяся не­зрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией; Личностную зрелость можно определить как окончательное формирование всех личностных образований, обеспечивающих самостоятельную эффективную жизнедеятельность субъекта, успешное выполнение социально-культурных ролей, конструктивное переживание фрустрирующих событий, успешную психологическую адаптацию к различным жизненным ситуациям [29].   1/3 больных, страдающих бесплодием неясного генеза, име­ют черты психического инфантилизма, внешний локус контроля, а 89,5 % обследованных имеют слабую половую консти­туцию [16]. Независимо от возраста, инфантильная личность по сути является сама ребенком и не готова взять на себя ответственность за ребенка. Подсознательно она боится, что ребенку будет уделяться больше внимания, чем ей. Такая женщина сама нуждается в повышенном внимании, и она получает его, годами лечась от бесплодия [2].При этом в целом ряде работ показано решающее значение в прогнозе материнско-детских отношений наличия у женщины на этапе беременности таких параметров личностной и эмоциональной сферы, как личностная зрелость, лидирующие позиции материнства в иерархии потребностей и ценностей, субъектно-ориентированное отношение к ребенку и ряда важных личностных качеств, в первую очередь, эмпатии, сензитивности и респонсивности [18].·        повышенный уровень личностной и ситуа­тивной тревожности;Данные, полученные с помощью ММрI, говорят о склонности к депрессивным реакциям, повышенной тревожности с выраженным стрем­лением нравиться всем окружающим, с некото­рой неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собой (В. Колчин), неустойчивой са­мооценкой, зависящей от мнения окружающих. Ф. В. Дахно с соавт., также вы­явили по­вышенную степень нейротизации, тревожность. У 80 % пациенток было обнаружено снижение общей активности и работоспособности, 40 % жаловались на страх перед будущим. Кроме того, у боль­шинства пациенток были выявлены те или иные акцентуации с преобладанием психастеническо­го типа, а также противоречие между самооцен­кой и своими идеалами[10].·        неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации;·        эмоциональная неустойчивость;·        подавленная агрессия разной направленности;    Таким образом, одной из основных причин бесплодия могут выступать свойства личности, определяющие неадекватные механизмы преодоления стрессовых (кризисных) ситуаций, в том числе и изменения жизненной ситуации: личностная незрелость и несформированность адекватных адаптационных механизмов.Данную причину мы определяем как одну из основных в связи с тем, что в конце семидесятых годов XXв. было проведено масштабное междисциплинарное исследование [29], в результате которого авторы установили, что с успешной адаптацией к бе­ременности и материнству прежде всего коррелируют: сильное эго (личностная зрелость), достигнутая женская идентичность (зрелая полоролевая идентифика­ция) и опыт взаимодействия с младенцами в дет­стве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства). 1.      Отсутствие мотивационной готовности к материнству (несформированность потребности в материнстве, низкий уровень личностного смысла материнства)         Мотивационная готовность - важная составляющая часть психологической готовности к материнству. Мотивация – побуждение к действию,  динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В рамках данной работы ее можно определить как принятие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях задачи рождения ребенка, видение в этом жизненного смысла, адекватно и динамично встроенного в общую иерархию смысло-жизненных ориентаций. «Я – средство для вынашивания, рождения и развития ребенка, это моя потребность»[4].              В структуре Я-концепции женщины, скла­дывающейся к концу юношеского возрас­та, материнство может быть представ­лено в «идеальном Я» или отсутствовать. В дальнейшей жизни женщины ценность ма­теринства и потребность в нем колеблются и в раз­ное время ее жизни личностный смысл материнства (т. е. субъективно воспринимаемая значимость материнства) оказывается разным. В результате очень часто у бесплодных супружеских пар существуют мотивы, несколько отличающиеся от традиционных мотивов деторождения; Erikson предложен термин «генеративность», который отражает не только процесс воспроизводства, но и потребность человека в заботе о ребенке и ответственность за его воспитание. Для многих клиенток с бесплодием вопрос о мотиве иметь ребенка остается неясным и неосознаваемым. Мотив может звучать как «удержать мужа», «заполнить пустоту», «поддержать семейные традиции», «ребенок нужен для более полной жизни» или для «хорошего партнерства», то есть  таких случаях предметом потребности является не сам ребенок и деторождение обусловлено мотивом, внешним по отно­шению к нему.В 2007–2008 годах на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, было проведено научное исследование [18, стр.21], направлен­ное на выявление социальных и психологи­ческих факторов, влияющих на репродук­тивное и родительское поведение. Было опрошено более 1172 женщин в 10 регио­нах РФ в возрасте 15–45 лет. Половина вы­борки не имела детей и половина имела от одного до трех детей разного возраста, не­которые из опрошенных имели внуков с целью оценить потребность в материнстве и соответственно личностный смысл материнства у женщин разных возрастов. Потребность в материнстве оценива­лась на основе анализа ответов на вопрос: «Представьте себя мамой младенца. Что вызывает у вас положительные эмоции?». Анализ полученных результатов показал зависимость ответов от возраста респон­дентов. В частности, в возрасте до 24 лет отмечается: незрелость мотивации включенности в ребенка – зависимость от эмоций родите­лей и, главное, мужа; более выраженное по сравнению с другими возрастными группами ощущение беспомощности ребенка; минимальная потребность в телесном контакте с ребенком; минимальный настрой на совместные игры.В то же время в этом же возрасте отме­чается максимальная чувствительность к мимике ребенка, присутствует наибольший процент женщин, получающих положитель­ные эмоции от грудного вскармливания.Согласно результатам вышеуказанного иссле­дования наиболее благоприятный возраст для рождения детей, когда потребность в материнстве максимальна - 25–34 года. В этот период наблюдается зрелая мотивация рождения, внутренняя готовность к грудному вскарм­ливанию, значимость телесного контакта с малышом по сравнению с предыдущими возрастами, меньше конкурирующих мо­тивов и препятствующих обстоятельств в виде несамостоятельности и незавершен­ной учебы и не устоявшихся отношений с мужчиной, большая готовность к совмест­ной деятельности.В возрасте после 35 лет на передний план выступает фактор гордости за себя в новой роли и положительные эмоции отца ребенка. Среди бездетных женщин в возрастной группе после 35 лет значи тельно возрастает число тех, у кого об­раз себя с младенцем на руках вызывает испуг, удивление, тревогу, любопытство. В возрасте 40–45 лет максимальное чис­ло женщин, у которых не возникает ни­каких эмоций (22 % у бездетных и 18 % у матерей).   Также значимость мотивационной готовности к материнству подтверждает Блох М.Е. в исследовании «Влияние мотивации пациенток к использованию вспомогательных репродуктивных технологий на результативность этих методов». Ее работа показала, что любая мотивация к ЭКО (вспомогательная репродуктиная технология – экстракорпоральное оплодотворение): пациенты, которых это единственно возможный выход зачатия ребенка по медицинским показателям; пациенты с нежеланием тратить собственные ресурсы в процессе консервативного лечения и желающие быстрее забеременеть; клиенты, ориентированные на «модность и престижность» данного вида репродукции; «халявщики» («успеть попробовать бесплатно») – может быть результативной, если есть психологическая готовность к материнству и зрелая мотивация рождения ребенка. И, наоборот, при любой мотивации к ЭКО, но при отсутствии психологической готовности к родительству результат неблагополучен [4].    Ланцбург М.Е. полагает, что в отношении чело­века можно говорить о репродуктивной (направленной на деторождение) и родительской де­ятельности со всеми компонентами, кото­рые принято выделять в структуре деятельности   согласно   концепции,   выдвинутой А. Н. Леонтьевым [18]:1)мотив как предмет потребности;2)цель, соответствующая действию;3)задача, соответствующая операции, и обеспечивающие ее реализацию психо­физиологические процессы.Таким образом, в случае когда предметом потребности является не сам ребенок и деторождение обусловлено мотивом, внешним по отно­шению к нему (например, удержание муж­чины, получение материальной выгоды и др.), а ребенок является средством для ре­ализации этого мотива, задача психолога-консультанта состоит в содействии «сдвигу мотива на цель» [18].2.      Наличие внутриличностного ситуативного конфликта в материнской сфере. Основная структура и базовое содержание личностных образований (привязанности, Я-концепция, объектные отношения, мотивация достижений, формы общения, полоролевая идентификация и т.д.), а также механизмы психологической адаптации формируются до трехлетнего возраста. Многочисленные исследователи доказали, что роль матери выступает исключительной фигурой в формировании личности ребенка, таким образом именно комплекс особенностей матери и ее психическое состояние влияют на формирование физиологических адаптационных механизмов и психосоматические особенности ребенка [29].В связи с вышесказанным многие зарубежные [16] и российские [29] исследователи склонны объяснять происхождение бесплодия, особенно психосоматического, с точки зрения психоанализа, то есть причину бесплодия видят в вы­тесненных психотравмах раннего детства и под­сознательных конфликтах. Психологическую неготовность к принятию одной из главных женских и личностных функций – материнства Филиппова Г.Г. связывает с наличием у женщин внутреннего конфликта [29]. Именно конфликт в материнской сфере в сочетании склонности разрешения конфликта в виде соматизации она выделяет как системообразующий психологический фактор, лежащий в основе нарушений репро­дуктивной функции.В своих работах [27-30] она выделяет две формы внутреннего конфликта, провоцирующего бесплодие:1.      «Тревожность» Высокая ценность выполнения материнской функции и одновременно тревога по поводу своей несостоятельности  в успешности ее осуществления (реализация доминирующих потребностей затруднена вследствие внешних или внутренних причин)2.      «Конфликтность» Недостаточная ценность выполнения материнской функции с сочетании с высокой ценностью выполнения других функций (личностная и профессиональная самореализация, половая сфера, личный комфорт и т.п.) (необходимость реализации одних потребностей мешает реализации других).Причем необходимо отметить, что в обеих формах вышеуказанных конфликтов присутствуют по мнению Филипповой Г.Г. недостигнутая личностная зрелость и полоролевая индентификация вследствие деструктивных отношений с матерью, а также сам конфликт между необходимостью стать мамой и иметь ребенка и возможностью это осуществить.Таким образом, в зависимость от формы конфликта и с учетом личностных психологических особенностей Филиппова Г.Г. выделяет две основные группы женщин (А и Б) с разными особенностями репродуктивного статуса [29] (Приложение 3). Выявленные особенности свидетельствуют о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адап­тационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации.3.      Многими исследователями подчеркивается большое значение стрессовых воздействий, эмоциональных состояний (тревога, страхи, напряжение, расстройство), переживаемых при стрессе, в происхождении бесплодия.           Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования (Селье Г.). Необходимо отметить, что Селье Г. удалось установить, что помимо отдельных защитных реакций для каждого конкретного воздействия, организм отвечает также вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм единым однотипным комплексным реагированием. В рассматриваемой теме – это бесплодие.  Например, М.Г. Оганесян (1997) изучала патофизиоло­гические аспекты нарушения репродуктивной функции после воздействия стресса при земле­трясении в Армении в 1988 году и обнаружила, что в  результате стресса у значительной части обследованных супружеских пар возникли нарушения копулятивной и репродуктивной функции, а также сек­суального поведения. Вместе с тем, в большинстве случаев стресс является результатом бесплодия, а не его причиной. Дж.Шенкер отмечает, что не более 5% женщин страдают бесплодием в ре­зультате стресса [16].        Как объясняет Филиппова Г.Г.  [27] состояние тревоги и состояния, близкие к ней (страхи и др.), являются сигналом для нервной системы о том, что в окружающей среде неблагополучно, что ведет к «торможению репродуктивной функции» до более благоприятного момента. Например, Арутюнян А.Ю. называет следующие виды стрессовых ситуаций, от которых женщина может подсознательно стремится избавить своего ребенка: разводы, неблагоприятные условия жизни, смерть родственников и близких, тяжелые воспоминания о детстве (возможно связанные с жестоким обращением, изнасилованием или каким-нибудь другим видом насилия). Другими словами, некий негативный опыт, полученный ранее, по каким-либо причинам оказался не пережит до конца, психика не смогла его принять, переработать и справиться с ним, и чтобы уберечь человека от еще большей травматизации, загнала этот в подсознание. Она же сама и не осознает этого влияния и не помнит уже тех давних событий. Но психика уже включила защитные механизмы и стоит на страже и как бы предупреждает, что если наступит беременность, то это будет угрожать здоровью и, может быть, и жизни. И беременность не наступает [2].Исследователи и практические психологи упоминают о следующих нижеуказанных страхах бесплодных женщин:1.      страх перед будущим (прекратится жизнь для себя, изменится привычный уклад жизни, появится ответственность за ребёнка, появятся новые финансовые расходы); 2.      страх потерять работу и материально не обеспечить ребенка (остаться без средств одной с ребёнком); 3.      страх перед родами (это страх физической боли, травм, болей при родах, страх быть беспомощной,  не получить профессиональной помощи, боязнь за себя и малыша). Например, маленькая девочка услышала, что женщина умерла во время родов и все причитания по поводу того, что вот если бы не ребенок, то жила бы себе, поживала [2];4.      страх потери физической привлекательности (боязнь поправиться и не похудеть после родов) Культ красоты и молодости,  который транслируется в неокрепшие умы с экранов телевизоров и страниц журналов, для некоторых становится идеалом жизни;5.      слишком сильное желание иметь детей, зацикленность на этом. То есть это не страх забеременеть, а наоборот, страх не забеременеть, причем очень часто родственники, друзья, знакомые, сами того не желая, усугубляют его. Постоянные докучливые вопросы типа: «Когда же ты забеременеешь?», «Вон, Маша-то двоих уже родила!», «Годы-то уходят, а ты всё ждёшь чего-то!». Как результат – женщина начинает нервничать, торопиться, тем самым провоцируя возникновение психологического бесплодия [2];.6.      алкоголизм одного из родителей, смерть кого-то из членов семьи, жестокое обращение с ребенком, уход за младшими братьями и сестрами в ущерб себе, неблагоприятная обстановка в семье – все это при определенных обстоятельствах может способствовать появлению подсознательного страха иметь детей;7.      страх потерять мужа, особенно если он полностью обеспечивает семью и является завидным женихом8.      и т.д. и т.п. страхи могут быть индивидуальными и очень специфическими в зависимости от ранее пережитого и непроработанного негативного опыта.В результате перенесенного и непереработанного негативного опыта, страхов  наступлению беременности могут мешать сформировавшиеся установки, которым неосознанно подчиняется женщина. Например,     i.              Девочка услышала от бабушки в глубоком детстве и уже успела забыть о родовом проклятии. Семейная легенда повествовала о том, что каждый раз, когда рождается ребенок, кто-то из родственников умирает. Когда-то давно, ее мозг сделал вывод – беременность - это большая опасность для моей семьи, а, следовательно, нужно оберегать себя от этой опасности [8];4.      В течение своей жизни она все время слышит, что если бы не дети, то карьера бы сложилась, и с другим мужчиной свою жизнь бабушка могла построить иначе и была бы счастлива и богата, и мама всю свою жизнь ей посвятила. И постепенно откладывается у девушки в голове, что ребенок - это помеха личной жизни и большие проблемы [2];5.      Или в ее семье принят такой жизненный сценарий: из истории предков девушка знает, что раньше у них по женской линии было много детей, через поколение уже вдвое меньше, у своей мамы она одна, а у нее самой – бесплодие  [2];6.      Родители девочки все время давали ей  понять, что рождение ребенка это большая проблема, а отец постоянно повторял, что если бы не дети он бы много достиг в жизни.  В итоге у нее может сформулироваться установка, что дети - это обуза, и придется от многого отказаться ради них; если будут дети, то семья будет бедной и т.д. [17];7.      Противозачаточная установка: В нашем обществе все больше и чаще беременность в 18-20 лет рассматривается как крайне нежелательная. Все родители пытаются охранить с

5 комментариев


Рекомендованные комментарии

VerinkaD, интересная информация. Я конечно, многих умных слов не поняла, но многое поняла и согласна с этим, и во многом узнаю себя и свои страхи, которые пусть не открыто, но где то когда то застряли в моем подсознании...
Было бы еще интересней, если бы ты нам, как психолог, выложила еще и практическое руководство по искоренению этих психологических причин бесплодия :-)))

Ссылка на это сообщение

VerinkaD, а может ты подскажешь как можно избавиться от психологических причин бесплодия? Я могу предположить, что алкоголизм моего отца мог сильно повлиять на мою психику... ох и на смотрелась я в детстве и в юности.... постоянные скандалы в семье из-за папиных пьянок... Зато в моей семье сейчас вообще нет скандалов, я даже простую ссору с мужем очень тяжело переношу...

Ссылка на это сообщение

Что-то я разнервничалась даже... А что делать, как бороться? Самим не справится и никто не поможет...

Ссылка на это сообщение

Спасибо за информацию! Очень интересно было прочитать, сделала определенные выводы для себя.

Ссылка на это сообщение

Пожалуйста.

Относительно, что с этим делать. 1. в центрах планирования семьи есть психологи. можно обратиться к ним. Мне порекомендовали сходить на расстановки по Хеллингеру
2. почитать названия методик, которые я упоминаю и самим их на себе изучить

Выкладываю названия методик в след. своей темке. Заходите в мой блог :) Буду рада

Для следующих моих курсовых и диплома (на ту же тему) мне нужны испытуемые, если хотите участвовать в психодиагностике готовности к материнству, пишите в личку) В свою очередь в качестве благодарности могу по скайпу провести с вами 5 консультаций.

Ссылка на это сообщение
×
×
  • Создать...