Техники психодиагностики и лечения псих. бесплодия
Причины псих. бесплодия выявили Относительно, что с этим делать. 1. в центрах планирования семьи есть психологи. можно обратиться к ним. 2. почитать названия методик, которые я упоминаю и самим их на себе изучить
Для следующих моих курсовых и диплома (на ту же тему) мне нужны испытуемые (50 человек), если хотите участвовать в раличных тестах, пишите в личку) В свою очередь в качестве благодарности могу по скайпу провести с вами 5 консультаций.
Основной целью психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием, является оказание им психологической помощи в решении их проблемы.Психологическая проблема, по мнению Т. В. Румянцевой [25], - это проявление субъективной реальности человека, отражение особенностей его внутренней картины мира, то, что вызывает беспокойство, психологический дискомфорт или страдание. «Проблема, с точки зрения Петрушина С.В. [25], – это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится. Психологическая проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком».Во время консультации психолог предлагает клиенту принять несколько решений:1. оставить все как есть, или что-то изменить;2. изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;3. если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:- как необходимую данность,- как урок, который необходимо пройти,- как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей,- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
Техники, применяемые при психологическом консультировании лиц, страдающих бесплодием
психолог, помимо облегчения эмоционального состояния клиентов, должен определить есть ли у клиента психологическая готовность к материнству и если нет, то в какой именно из компонентов готовности к материнству отсутствует. Общепризнано, что вторичные эмоциональные нарушения (тревога, стыд, чувство вины и т.д.), возникающих в результате длительного бесплодия, отрицательно влияют на эффективность лечения, поэтому Т.А. Федорова (1986) подчеркивает надобность коррекции эмоциональных и сексуальных нарушений в начале лечения, так как они в том числе могут являться одним из факторов бесплодияГ.Г. Филиппова считает желательными к использованию следующие методы психодиагностики, специфичные для консультирования лиц, страдающих бесплодием:
— генограмма (схематическое изображение семьи в нескольких поколениях) с проработкой материнской линии желательно в трех поколениях для построения семейной модели материнства и детства;— анкетирование для уточнения формальных данных и оптимизации сбора информации;— определение особенностей самооценки с помощью модифицированного метода Дембо-Рубинштейн, включающего четыре набора из 6 шкал (здоровье, красота, счастье, характер, удача, ум) для оценки себя, своей матери, отца ребенка и ребенка; с помощью этого метода получается дополнительная информация об отношениях в семье, ценности ребенка и ее интерференции с другими ценностями;— проективные рисуночные тесты «Моя семья», «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), «Я — ребенок и моя мама» (Г.Г. Филиппова) и на другие темы в зависимости от ситуации;— проективные методики: тест «Фигуры», тест «Эпитеты» (В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова) и др.— диагностика уровня тревожности (Опросник Спилберга);Также мы считаем в качестве измерительного инструментария можно использовать следующие методики: Опросник Ф.Зимбардо по временной перспективе в адаптации А.Сырцовой, тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, методика предельных смыслов Д.А.Леонтьева, методика определения уровня развития рефлексивности А.В.Карпова, тест на определение уровня субъективного контроля, личностный опросник Джерсайлда А.Т. и др.Ланцбург М.Е. [18] считает необходимым оценивать 5 вышеуказанных компонентов/ресурсов, составляющих психологическую готовность к материнству (см. табл. №1):
Таблица 1Компоненты психологической готовности к материнству по Ланцбург М.Е. Ресурс | Составляющие ресурса |
Личностный | Личностная зрелость, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл родительства, место родительства в «Я-концепции», мотивация рождения, конструкт «Я-и-мир» |
Эмоциональный | Глубина (интенсивность) эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности |
Когнитивный | Общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучестрнии ребенка, готовность учиться |
Операциональный | Сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка |
Психофизиологический | Актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость |
3 комментария
Рекомендованные комментарии