Перейти к публикации

Soninfo's блог

  • записей
    6
  • комментария
    54
  • просмотров
    3 486

Сексуальное просвещение


Soninfo

717 просмотров

Сексуальное просвещение.

 

Существуют две крайние точки зрения по поводу сексуального просвещения:

1. Не надо ничего обсуждать с детьми, в свое время сами все узнают.

2. Необходимо дать максимум информации по этим вопросам.

Соответственно и результаты просвещения оказываются совершенно разные. Одни утверждают, что любая информация такого рода развращает, побуждает к раннему началу половой жизни, увеличивает число подростковых беременностей, абортов и пр.

Другие полны радужных ожиданий: с введением сексуального просвещения ни подростки, ни взрослые не будут испытывать проблем в этой сфере, исчезнет сексуальное насилие, а во всех браках наступит

полная сексуальная гармония. Но... "реальный педагогический опыт рассеивает как иррациональные страхи, так и завышенные ожидания" (И. С. Кон). Главные вопросы этой животрепещущей темы:

- Когда начинать говорить с ребенком о сексе?

- Как вести себя, если он (она) сам (сама) спрашивает об этом?

- Что говорить? Говорить ли всю правду?

- Кто должен говорить?

Когда и как начинать говорить с ребенком о сексе?

Обычно ребенок интересуется, откуда берутся дети, в три-четыре года. Тогда и следует начинать. При этом нужно помнить, что сексуальное просвещение не должно быть оторвано от воспитания в целом.

С чего начинать? С четкого пояснения различий между мужчиной и женщиной. В этом возрасте ребенок должен твердо знать, к какому полу он принадлежит. Будущая сексуальная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.

Известные специалисты по вопросам сексуального воспитания (американская исследовательница К. Дайон, германский педагог X. Райнпрехт) обращают внимание родителей на следующие моменты.

- Не тешьте себя надеждой, что за полчаса разговора с ребенком можно разом решить все проблемы. Сексуальное просвещение - это постепенный процесс открывания. Начинается он с трепетного удивления перед тайнами жизни, перед процессами, происходящими в природе.

- Не должно быть больших сложностей в сексуальном воспитании, если в семье четко очерчены образы матери и отца, если семья благополучна.

- Сексуальное воспитание в семье невозможно без доверия между ребенком и родителем. Если доверие утрачено, надо его вернуть, тогда ребенок пойдет с вопросами к вам, а не на улицу.

- Разговаривая о сокровенном, старайтесь не напускать тумана, но и не застревайте в деталях. Одно из заблуждений: если мы посвятим ребенка во все детали, он будет уверенным и свободным в сексуальной сфере. На самом деле очень многие люди, получающие удовольствие и радость от секса, ничего не знают о физиологической стороне этого процесса.

- Делитесь с ребенком своими знаниями и своим опытом, а не теорией, почерпнутой из "умных книг".

- Не запугивайте ребенка или подростка. Например, страшными последствиями мастурбации или риском венерических заболеваний. Страх действует разрушающе.

Вопросы типа "Откуда берутся дети?" ребенок задает среди прочих вопросов об устройстве окружающего мира. И продиктовано это естественным познавательным интересом. Родители уклоняются от ответа или реагируют слишком эмоционально? Тогда этот интерес и может стать нездоровым.

Специалисты-медики утверждают: у нормально развивающегося ребенка (без гормональных нарушений) нет настоящей сексуальности и сексуальных интересов до подросткового возраста. Но по мере полового созревания такие интересы пробуждаются.

Современные родители нередко знакомы и со взглядами психоаналитиков на сексуальное воспитание. Согласно традиционному психоанализу, сексуальные потребности свойственны ребенку с младенчества. А подавление их ведет к психическим травмам и отзывается неврозами и проблемами в сексуальной жизни у взрослого человека. Психоаналитическая педагогика выступает против сексуальных запретов.

 

И все же очевидно, что слишком свободное или, скажем, поощрительное отношение к исследовательской тяге детей и чувственному удовлетворению от своих половых органов может угрожать ранним и чрезмерным возбуждением сексуальности. Современные педагоги-психоаналитики предлагают выбирать между двумя крайностями.

 

Следует ли говорить ребенку правду?

Да, конечно. Но в зависимости от возраста нужно давать ему ту часть информации, которую он в состоянии адекватно воспринять. Нельзя обрушивать на него всю информацию целиком. И выражения должны быть доступными детям.

Родители могут спокойно брать в помощники современную литературу по сексуальным вопросам, изданную специально для детей. Те, кто давали своим детям читать французскую "Энциклопедию сексуальной жизни", потом встречали абсолютно спокойное отношение сына или дочери к этой теме. Если известен ответ на вопрос, интерес к нему угасает.

"Задача взрослых - помочь ребенку открыто задавать любые вопросы... слышать их в момент, когда они задаются - в игре, в словах, в поведении ребенка, и отвечать на них по старому хорошему правилу: "Всегда правда, только правда", но не вся правда, сообразуясь с возможностями ребенка понимать ответ" (В. Каган).

Ребенок может не только задавать вопросы. Всем известны детские игры в больницу или в маму и папу, в которых мальчики и девочки делают уколы, исследуют интимные части тела, имитируют постельные сцены. В этих исследованиях тела или подражании нет эротического интереса. Желая познать окружающий мир, дети хотят выяснить и строение тела представителей противоположного пола. Это не более ужасно, чем желание узнать устройство новой машинки или часового механизма в будильнике.

Информируя детей, важно не перебарщивать, не внушать им значимость этой стороны жизни для взрослого человека. Если ребенок не в состоянии осмыслить полученные сведения, он начинает фантазировать, а искаженные таким образом представления могут травмировать его психику.

Недопустимо, чтобы малыш становился свидетелем интимных сцен на экране и тем более - интимной близости родителей.

В подростковом возрасте возникновение сексуальных интересов и потребностей закономерно. Контролировать эту озабоченность в период полового созревания родители не смогут при всем желании. Опасаться нужно лишь чрезмерности в проявлении этих интересов.

Кто должен объяснять детям все, что относится к сексу?

Вот здесь мнения многих специалистов расходятся. Одни настаивают, что основная информация должна исходить от родителей. Например, американский врач и психолог доктор Добсон считает: если родители в состоянии правильно и тактично объяснить все, что касается сексуальной жизни, то эти обязанности лучше всего выполнять им. Начинать это делать следует к трем-четырем годам и затем поддерживать отношения с ребенком на том же доверительном уровне. Тогда можно ожидать, что вы встретите намного меньше проблем в подростковом возрасте.

Есть и другая точка зрения. Профессор И. С. Кон, признанный специалист в области сексуального воспитания, считает: родители в роли сексуальных просветителей не особенно эффективны. Единственный, по его мнению, "работающий канал сексуального просвещения" - когда мать сообщает дочери сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.

Информация интимного свойства воспринимается менее болезненно, когда ребенок получает ее не от родителей. Этому есть психологически достоверное объяснение. Если такая информация исходит от близкого человека, между ним и ребенком возникает "напряженное эмоционально-эротическое поле" (И. С. Кон). Обе стороны в этом случае испытывают значительный дискомфорт. Не секрет, что многие подростки предпочитают получать такую информацию не от отцов и матерей. И вовсе не потому, что не доверяют им.

Многие родители также испытывают неловкость при мысли о необходимости обсуждения этих вопросов со своими детьми. Примерно десять лет назад на вопрос: "Говорили ли родители с вами на темы полового воспитания?" - утвердительно ответили только 13 процентов подростков; 87 процентов ответили: "Нет, не говорили".

Кто, кроме родителей, может взять на себя просветительские функции?

Сейчас не только в семье понимают важность удовлетворения этого интереса. Можно ли надеяться, что хорошо поставленное сексуальное воспитание в школе заменит родителей и избавит их от чувства неловкости?

Большинство современных родителей не возражает против введения сексуального образования в государственной школе. Но при этом вы вправе знать, кто будет вести этот курс и по какой программе. Выясните, какое место в этой программе отводится вопросам безопасности секса, способам предохранения, какое - технике секса, а какое - моральной стороне сексуальных отношений. Взвесив все за и против, вы можете либо дать согласие на ведение такого курса в классе, где учится ваш ребенок, либо отказаться от этого нововведения.

Немаловажный канал получения сексуальной информации для подростков - их сверстники. Но в этом случае информация может быть и односторонней, и недостоверной. Нередко ложные мифы о женской и мужской сексуальности исходят именно из этого источника. И все же иногда подростку важно проконсультироваться именно у сверстника.

В некоторых европейских странах (например, в Германии) это можно сделать, войдя в специальный сайт в Интернете либо по телефону доверия. На вопросы ответят специально обученные сверстники-консультанты или взрослые специалисты. При желании можно продолжить разговор со специалистом (сексологом, психологом, психотерапевтом) при личной встрече. Есть еще один источник знаний - молодежные журналы и специальная литература. Не поленитесь познакомиться с этими источниками: убедитесь, можно ли им доверять.

 

 

1. В общем сексуальное просвещение должно начинаться с образцов поло-ролевого поведения (мать-отец, брат-сестра, и тп. чем отличают внешне представители разного пола),

2. потом ребенок получает ответ на вопрос "откуда он взялся". Лично я сторонница того, чтобы ребенку была рассказана образная история без подробностей о том, что папа и мама целовались, обнимались, из папы вышли мужские искорки и попали маме в животик, где были женские. Когда они соединились, появилась клеточка. Она развивалась в мамином животике - это был он.

3. Мой сын только в 6-7 лет задал вопрос о том, как же он из живота вылез. Я ему показала ролик из ютуба где рожает кошка. И сказала, что внизу живота у женщины есть специальное отверстие.

4. Я против того, чтобы не только родители, но и взрослые вообще просвещали ребенка в открытую. Надо показывать ролики. Дети довольно рано замечают разницу между котом и кошкой, псом и собакой... и часто на улице видят "проявления их симпатии". Вполне уместно сказать, что у людей не принято смотреть за таким процессом, но после такого слияния у кошки и кота будут котята.

5. Если родители хотят, чтобы их дети к сексу относились как к таинству и проявлению любви, то стоит поговорить о том, что есть разное отношение к тому, как мужчины и женщины должны взаимодействовать. Есть те, кто считают, что надо часто менять тех, с кем они, есть те, кто стремятся к стабильности. Объяснить свою позицию.

_____________

 

- О технике секса вообще не вижу смысла говорить: пример кошек или животных из живой природы - достаточен, чтобы уловить суть. Дальше они сами информацию найдут, когда понадобится.

- И строение половых органов на картинках демонстрировать не стоит пока ребенок сам не задастся этим вопросом. Даже если сверстники его просветят - вреда для психики не будет (особенно в 8-10 лет и позже).

- А вот предохранение для меня сложный вопрос. Сам по себе он действительно говорит о том, что родители считают, что пора начинать половую жизнь. И вообще секс без детородства - это тоже отдельная тема, думаю, ее стоит обсуждать только с подростком! Про ЗППП тоже не стоит говорить раньше полового созревания, и во время него - ооочень аккуратно, тк такие темы могут напугать ребенка, который посчитает секс чем-то вредным.

И в этих разговорах тоже важны взгляды родителей на беспорядочный половой опыт и брак.

  • Нравится 1

6 комментариев


Рекомендованные комментарии

Я где-то читала, что в вопросе про секс нужно придерживаться просто правила "отвечайте ребенку конкретно, только на конкретно поставленный вопрос".

например: ребенок спрашивает "мама, откуда я взялся?"

ответ: "из животика!"

в определенном возрасте этого будет достаточно. когда он подрастет до вопроса " а как я там оказался?" нужно будет давать более подробную информацию.

мне кажется очень правильный способ)))))

  • Нравится 5
Ссылка на это сообщение
Я где-то читала, что в вопросе про секс нужно придерживаться просто правила "отвечайте ребенку конкретно, только на конкретно поставленный вопрос". например: ребенок спрашивает "мама, откуда я взялся?" ответ: "из животика!" в определенном возрасте этого будет достаточно. когда он подрастет до вопроса " а как я там оказался?" нужно будет давать более подробную информацию. мне кажется очень правильный способ)))))

 

В таком подходе есть 1 минус: так не сформировать отношение к сексу (как к чуду, как к тайне двух людей). Но на вопрос "откуда взялся", однозначно достаточно "из маминого животика". Правда, тут есть риск, что ребенок будет считать, что только мама имеет значение в этом деле важном.... (почти так и есть, конечно :))... Тут тонкость.

Ссылка на это сообщение

Есть и ещё один минус: вряд ли ребёнок спросит про ИППП и как их избежать...

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Моё личное мнение, что каждому ребёнку в период полового созревания необходимо доходчиво и как можно более прямым языком объяснить в порядке взросления:

- Что с ним происходит, какие изменения в его организме идут и какие будут идти. У мальчиков обычно раньше, чем у девочек. Про противоположный пол и их изменения.

- Как реагировать на эти изменения, эрекции/возбуждение итп.. что это нормально, этого не нужно стеснятся.

- Как вести гигиену своего тела, как ухаживать за половыми органами. Что такое выделения - хорошие/плохие. Когда нужно беспокоиться.

- Что такое секс, занятия любовью, петинг итп.. как предохранятся, какие последствия, когда стоит начинать по вашему мнению. Конечно ваш ребёнок сам решит это, когда у него прийдёт время, но в голове останется то что вы рассказали, хотя бы будет над чем подумать. А то сейчас детей заставляют в прямом смысле этого слова думать ТВ, вКонтакте и друзья во дворе.

 

Уж лучше мама будет лучшем другом во всём, чем надзирателем и карателем, что так часто у нас называется воспитание. В итоге упускают всё... и нету тесной связи мать-дитя особенно после 13 лет..

Ссылка на это сообщение

У нас в школе, в 8 классе (т.е. лет в 14) были уроки ОПВ (основы полового воспитания), там рассказывали про гигиену, контрацепцию, оплодотворение, инфекции, половое созревание и про многое другое, смотрели фильм про роды, про то как делают аборт и т.д. Считаю такие уроки очень полезными!

  • Нравится 3
Ссылка на это сообщение
Уж лучше мама будет лучшем другом во всём, чем надзирателем и карателем, что так часто у нас называется воспитание. В итоге упускают всё... и нету тесной связи мать-дитя особенно после 13 лет..

 

Мама не должна заменять ребенку весь мир: и учителей, и друзей, и сексуальных партнеров :Crazy:

Тесная связь (умеренно) и теплые доверительные отношения могут быть и без осматривания половых органов (интимных мест) друг друга или совместного просмотра порно. Хотя и такой подход к половому воспитанию существует! Особенно среди отцов в воспитании мальчиков.

Вопрос в том, где грань?

Кстати, порой дети не могут получить всю интересующую информацию от родителей, тк родители ее не знают... Я не думаю, что это приводит к отчуждению.

Считаю самое большое значение того, что ребенок узнает что-то от родителей в том, что они будут иметь возможность передать СВОЕ ОТНОШЕНИЕ, культуру! а это и есть воспитание.

 

в этом вопросе ориентируюсь на свой жизненный опыт: те, с кем родители были откровенны не разу не успешнее ни в каких вопросах, в тч сексуальных. А порой и плохо кончили: тусовки, пьянство... Но чаще возникают перекосы в отношениях: "Моя мама - моя лучшая подруга"... И как-то мама становится частью тусовки, как-то слишком много знает о муже дочери, или жене сына... Все же во всем важна мера

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
×
×
  • Создать...