Перейти к публикации

masha_05

  • запись
    41
  • комментария
    333
  • просмотра
    9 642

Воспитание детей: Полезные советы для родителей


masha_05

249 просмотров

Как надо любить ребенка; Правила эффективного общения; Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?; Как избавить ребенка от страхов?; Что делать, если ребенок упрямится?; Чтобы ребенок рос трудолюбивым…; Четыре типа воспитания.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок живет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия он учится находить любовь в этом мире.

 

 

Уважаемые родители!

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. И ваше устремление достигнет цели, если вы:

1. Знаете, что доверие — основное правило.

2. Всегда своим детям говорите правду.

3. Стараетесь быть примером для ребенка.

4. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.

5. Советуетесь с ребенком.

6. Не обманываете ребенка.

7. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.

8. Не ставите целью добиться полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.

9. Постоянно читаете книги вслух вашему ребенку.

10. Осуждать ребенка за проступок, вспоминая себя в его возрасте.

11. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.

12. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

1. Дети должны быть для Вас, прежде всего, не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами — они должны быть просто детьми.

2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас, их привычек и выходок.

3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.

4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.

5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.

7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать и обнимать ребенка — достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы — ваше прикосновение делает его уверенней в себе. Особенно важен такой контакт, когда ему грустно.

8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество общения. Надо уметь вдуматься в то, что ребенок хочет, вслушаться в его слова.

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Правило 1.

Слушая ребенка дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам, рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

- ребенок убедится, что вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный‚ обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребенку разобраться в вопросе «переварить» проблему.

Правило 2.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь , обнимите, подмигните , потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4.

Следите за тем, каким, тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

Памятка родителю от ребёнка

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю.

• Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне своё место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

• Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

• Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

• Не подвергайте большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

• Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться ещё больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она заслужена, иногда всё же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

• Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

• И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью!

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ

В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА?

Чтобы воспитать Человека нужно:

- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.

- Понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

- Чаще вспоминать какими были вы в возрасте вашего ребенка.

- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

При этом нельзя:

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не хуже и не лучше, он другой, особенный.

- Относится к ребенку, как к сбербанку, куда родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее с процентами обратно

- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родители и выкормили, он вас об этом не просил.

- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек, дедушек, книжки.

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЕНКА ОТ СТРАХОВ?

Нельзя:

- Запирать его одного в темной или тесной комнате

- Бить по рукам по голове и лицу

- Строго наказывать и угрожать: «Позову доктора, пусть тебе укол сделают»

- Пугать его животными

- Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п.

- Объявлять ребенку бойкот.

Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малые количества тепла и ласки.

Если ребенок боится, нельзя:

1. Смеяться над ним, называть «трусишкой».

2. Высмеивать, особенно при других детях.

3. Наказывать за страх.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ?

Если ребенок боится бабу Ягу, ведьму и др., то нужно:

1. Предложить нарисовать их.

2. Поиграть в сказочных героев.

Если он боится темноты:

1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.

2. Можно совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью.

3. Придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, и самые любимые — в темной комнате.

Если ребенок боится собак:

1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть.

2. Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребенку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребенком, чтобы он не тревожился.

Перед сном нельзя:

1. Устраивать шумные игры.

2. Смотреть страшные фильмы.

3. Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и др.

Перед сном надо:

1. Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, гномов.

2. Спокойно разговаривать.

3. Создать обстановку мира, покоя и уюта.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.

4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ?

1. Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: «Всегда прав взрослый».

2. Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважение.

3. Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а на равных.

ЧТОБЫ РЕБЕНОК РОС ТРУДОЛЮБИВЫМ…

Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:

1. Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.

2. Научить его правильно выполнять поручение, терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.

3. Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.

4. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.

5. Внимательно оценивать его работу, поощрять за старание.

6. Рассказать ребенку о своей работе и товарищах по работе.

7. Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

Как правило, сами родители внушают ребенку все негативные качества, убеждая его в том, что он глупый, упрямый, злой, вредный, агрессивный, безжалостный и… Вспомните поговорку: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, — на сто первый он хрюкнет». Найдите в себе причины поведения вашего ребенка. Может быть, вы сами были такими или остаетесь до сих пор со своими родителями, а ребенок просто копирует вас.

4 ТИПА ВОСПИТАНИЯ

Существует несколько глобальных типов мировоззрения людей. Взрослых людей. Типов мировоззрения, которые закладываются при воспитании. Самая крупная глобализация — отношения между «Я-личностью» и «миром», как совокупностью всех прочих личностей и обстоятельств.

Маленький ребенок не может оценить сам себя. Он оценивает себя так, как оценивают его взрослые. То есть — пока мы не начали соображать самостоятельно, мы думаем о себе то, что нам сказали. Разумеется, тень этих первых наших эпитетов, преследует нас всю жизнь. «Ты умничка. Ты самостоятельный. Ты мой помощник. Спасибо, что сделал это.» — это одна направляющая группа. «Вот балбес. Уйди отсюда. Бестолковый. Вообще ничего не понимаешь, что ли? Да он у нас туповатый.» — это другая направляющая группа. (До пяти лет я думал, что меня зовут Заткнись).

В комбинации с нашим, родительским, отношением к миру, получается примерно четыре типа мировосприятия.

1) Мировоззрение номер один. Я плохой и мир плохой. Во взрослом состоянии проявляется в том, что самооценка очень низкая, веры в свои силы нет и не предвидится, я — неудачник, и ничего у меня не получится никогда. Мир враждебен. Люди — козлы. Хотят мне зла. А если не хотят мне зла — то значит им на меня наплевать. Все, что происходит в мире — плохо.

Что нам надо сделать, чтобы наш ребенок вырос таким? — спросите вы. Отвечу. Много не надо. Надо — лишить его инициативы во всем (давай я сама сделаю, ты все равно не сможешь). Надо — наказывать его за проступки. Всяко наказывать. Не разговаривать. Шлепнуть по губам. Обозвать. Обидеться. Игнорировать. Почаще употреблять «сам виноват». Сравнивать с другими детьми, которые лучше его. Не давать направляющих в хорошую сторону маячков. (Если ты сделаешь так — ты плохой. Если ты сделаешь по-другому — ты плохой. И так — тоже плохой. Будь хорошей деточкой, действуй!). Ну, разумеется, винить в своих неудачах других при ребенке — тоже желательно. Сваливать то на папу, то на братика, то на БабуГалю. Ныть. Ныть. Ныть. Бить — тоже можно. Но не обязательно.

2) Мировоззрение номер два. Я плохой, а мир хороший. Для взрослого человека с таким мировоззрением мир — прекрасен. В нем живут чудные талантливые люди. Им все удается. Земля вертится для них. Они могут найти работу, они здоровы, у них семьи, любовь, счастье. Но не у меня. Я — отброс общества. Я никуда не гожусь. Жизнь меня наказывает за то, что я сделал, делаю и буду делать. Мне не видать везения. Я виноват. Я сам виноват во всем.

Что вы можете сделать для своего ребеночка, чтобы он вырос таким? Тоже много не надо. Тактика поведения такая же, как в предыдущем пункте. Но при этом восторгаться миром. Другими детьми. Другими семьями. Чужими успехами. Но не забывайте напоминать ему, что сам-то он, конечно, ничтожество. Дебил (или глупенький, если вы добренький родитель). Грубиян и сволочь. Ничего из себя не представляет. А вот Петенька.. Машенька… Они все смогут в жизни. Да и Мария Михайловна права — она женщина умная, и тоже говорит, что ты недоумок.

3) Мировоззрение номер три. Я хороший, мир плохой.

Для взрослого человека это мировосприятие выглядит так. Я — талант. Я дарование. Я все могу. Я молодец и самый лучший в мире. Ну, если не самый лучший, то в десятке и нии…. Как только я встану с дивана — мир содрогнется от моих талантов. Я бы добился всего, но вот мир… он недооценивает меня, относится ко мне несправедливо. Люди высокомерны без оснований, злы или агрессивны. Они не дают мне пробиться (куда ж я пробьюсь, если кругом протеже, лучшие места любимчикам и родственникам). Сколько бы я не работал — они своруют больше. А кто не пробился к кормушке — все козлы. Быдло. Охлос лоховидный.

Как воспитать такое? ну, в принципе, тоже не сложно. Хвалить, хвалить, хвалить. Любой успех принимать, как свершение. Ты моя сюсенька-пусенька. Умничка. Солнышко. Сладусик. Что, Петька ударил? Ах он негодяй! МарьИванна двойку поставила? Да она сама дура, умные люди в учителя не идут! Ой, как миленько ты какашечками стеночку испачкал! Папа ругался? Ну мы с папой разберемся, я ему покажу, как хороших мальчиков ругать! Машенька говорит, что ты козел и дурак? Да что она понимает в настоящих мужчинах, лахудра этакая?

4) Мировоззрение номер четыре. Я хороший и мир хороший.

Я — человек с чувством собственного достоинства. Я все могу. Я способен многое сделать и еще большему научиться. Я могу и хочу делать то, что приближат меня к цели. Я могу помочь другим и с удовольствием помогу. Мир справедлив и дружелюбен и отвечает мне тем, чем я его приветствую. Жизнь прекрасна и удивительна. Да, случается в жизни всякое. Но это всякое — проходит. Есть что-то, что не меняется. Но и это не страшно. Люди меня ценят. И я их ценю. Моя личность и личность другого человека достойны уважения и любви (не моей, так хоть чьей-нибудь). Упал? Встану. Со всяким бывает…

Воспитать такого человека, как вы уже догадались, тоже просто. Тактика: ты хороший. Ты хороший не за свои поступки или проступки, а просто потому что ты родился на свет. Я всегда смогу защитить тебя. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность жизнедеятельности малышу (заглушить, например, розетки, а не лупцевать его за то, что он в эти розетки проволоку сует). Поступки, достойные поощрения — всегда поощрять (от п.3 отличается тем, что поощрение должно быть адекватным поступку. Руки помыл — молодец. Первое место в олимпиаде занял — семейно отметим. Суп не разлил — о как здорово у тебя получается суп есть!). О последствиях тех или иных действий — предупреждать. Причем предупреждать правдиво: лезешь на стул, поставленный на другой стул — упадешь! Лезешь на стол с горячими кастрюлями — обожжешься. Трусы задом наперед надел — попе будет неудобно. Лучшим способом реакции на поступок, который ребенок совершил неожиданно и не слишком удачно — игнор. Любые обзывательства и сквернословие — игнор. Пока ребенок маленький — он то и дело проверяет мир на способы реагирования. Вот за это меня похвалили (засмеялись, улыбнулись, обрадовались, показали интонацией что это круто) — это можно повторить. А вот это, почему-то, сколько ни повторяй, никакой реакции не вызывает. Ну еще и сказали потом, что так делать нехорошо -а значит это я повторять больше не буду. Родители — источник надежности и безопасности.

Источник: www.liveinternet.ru

Фото: www.flickr.com (by meggglecakes)

0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Комментариев пока нет.

×
×
  • Создать...