Перейти к публикации

Аскерёнок

  • записей
    11
  • комментария
    353
  • просмотра
    100 474

Детский тест.


Аскерёнок

14 917 просмотров

Тест «РИСУНОК СЕМЬИ»

(тест «Моя семья»)

 

Хотите глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, его восприятие окружающего мира, семьи и Вас самих? С 4-5 лет Вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Дети воспринимают окружающий мир не как взрослые. Особые детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятные и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории».

Суть теста

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку, стерку лучше не давать), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным.. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: кто где нарисован, что делают члены семьи, кто в каком настроении и т.д.

Прежде, чем приступать к рисованию

  • Отследите обычное настроение ребенка. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе Вы получите ситуативный рисунок, соответствующий настроению ребенка в данный момент.
  • Не стойте над ребенком в момент выполнения задания, но незаметно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов.
  • Не поправляйте ребенка во время рисования («ты забыл нарисовать папу», «нарисуй ушки, ручки, т.д.»)
  • Не обсуждайте полученные результаты при ребенке – этот тест для Вас, для Ваших раздумий.
  • Чтобы получить более точную информацию, проведите тест 3-4 раза с промежутком в несколько дней и выявите часто повторяющиеся детали в рисунке.
  • При «объяснении» рисунка большое значение имеет положительный настрой «интерпретатора», необходимо подключить свое воображение и интуицию.
     

Интерпретация

 

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания. Вот несколько примеров творений детей.

 

Рисунок 1.

ris001.jpgНа этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама – глава семьи, у нее все большое – глаза, нос, а особенно рот. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто, рук нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (в восприятии ребенка) намного меньше мамы. По сторонам от мамы выписаны 12-летний брат с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но застегнутый на все пуговки сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого даже ушки есть, а вот у детей стойкое нежелание слышать родителей.

 

Рисунок 2.

ris002.jpgНа этом рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю...» Постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Цветовая гамма тоже грустная: преобладает серый цвет и немного зеленого на машине (это папа иногда его катает). А огромные «руки» – антенны на крыше напоминают стоящих над ребенком родителей, которые подавляют чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, сразу понимаешь, что ребенку плохо, ему необходима помощь.

 

Рисунок 3.

ris003.jpgА здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая. Ребенок любит всех и себя в том числе, много мелких деталей, яркие цвета. От рисунка веет радостью и свободой.

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

1. После окончания рисования расспросите ребенка, «кто есть кто», кто чем занимается.

Оговорки типа «а брата я забыл нарисовать» или «сестра не поместилась» не имеют значения. Если кто-то из семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

  • Наличие негативных бессознательных чувств к этому человеку. Например, сильная ревность к младшему брату; ребенок как бы рассуждает : «Я должен любить брата, а он меня раздражает, это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
  • Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
     
    2. На рисунке отсутствует сам автор.
  • Трудности в отношениях с близкими: « Меня здесь не замечают», «Я чувствую себя отвергнутым», «Мне трудно найти свое место в семье»
  • Ребенок «отторгается» от семьи : «Меня не принимают, ну и не надо, и без них неплохо»
     
    3. На рисунке – вымышленный член семьи. Ребенок пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье. Дети часто рисуют птиц, животных, которые на самом деле не живут в доме, это означает, что ребенок жаждет быть кому-то нужным и необходимым, значит родители не удовлетворяют потребность в любви, нежности, ласке.
     
    4. Размер изображенных персонажей
    ris004.jpgпоказывает их значимость для ребенка (см. рисунок 4).
    Чем авторитетнее в глазах ребенка изображенный человек, тем он крупнее. Часто у маленьких детей не хватает листа, чтобы разместить всю фигуру.
     
     
     
     
     
     
     
    5. Размер ребенка на листе.
    ris005.jpgЕсли ребенок рисует себя очень маленьким, расположенным в уголочке листа, у него низкая самооценка на данный момент, или он считает себя самым маленьким в семье. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя очень большими, даже крупнее родителей (см. рисунок 5).
     
     
     
     
     
    6. Место расположения ребенка на рисунке
    отображает его положение в семье. Когда он в центре, между мамой и папой, или рисует себя первым, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Если ребенок изобразил себя отдельно от остальных, или нарисовал себя последним это признак ревности, неблагополучия.
     
    7. Расстояние между изображенными
    свидетельствуют об эмоциональной близости или, наоборот, разобщенности. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность включением в свободное пространство между членами семьи различных предметов ( мебель, вазы, ...), чужих, выдуманных людей. При эмоциональной близости родственники нарисованы почти вплотную друг к другу, они соприкасаются руками. Чем ближе ребенок изображает себя к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому человеку и наоборот.
     
    8. Последовательность изображения членов семьи. Обычно первым ребенок рисует либо себя, либо самого любимого члена семьи, либо самого значимого, авторитетного, по мнению малыша, человека в семье. Обычно самый последний нарисованный родственник имеет самый низкий авторитет (это может быть и сам ребенок).
     
    9. Расположение фигур на листе.
    ris006.jpgВнимательно рассмотрите, кто на рисунке расположен выше, кто ниже. Наиболее высоко расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей значимостью в семье (даже если он небольшой по размеру). Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи (см. рисунок 6).
     
     
     
    10. Персонаж или предмет, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность. Изображается с усиленным нажимом карандаша, или сильно заштрихован, его контур обведен несколько раз, но бывает, что ребенок рисует такой персонаж еле заметной, «дрожащей» линией.
     
    11. Части тела.
    • ris007.jpgГолова.
      Это – важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость – в голове. Самого умного, думающего члена семьи ребенок изображает с большой головой (см. рисунок 7).
       
       
       
       
       
       
       
    • ris008.jpgГлаза.
      Не только для рассматривания, они выдают печаль. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи (см. рисунок 8). Персонажи с глазами-«точками» или глазами-«щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач (т.е., человек замкнут, подсознательно или сознательно не показывает свои эмоции, чаще отрицательные).
       
       
       
    • ris009.jpgУши.
      Это – орган восприятия критики и вообще любой информации о себе. Персонажи с большими ушами слушаются окружающих. Если ушей вообще нет, человек никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят (см. рисунок 9).
       
    • Рот.
      На рисунке рот – «орган нападения», ртом выражают агрессию, ругаются, кусаются, обижаются. Персонаж с большим или/и заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы. Если рта вообще нет, он изображен в виде точки, черточки – человек скрывает свои чувства, не может выразить их словами или влиять на других.
       
    • Шея.
      Символизирует способность самоконтроля головы над чувствами. Тот персонаж, у которого есть шея, способен управлять своими чувствами (чаще это взрослый).
       
    • ris010.jpgРуки.
      Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения (см. рисунок 10).
       
       
       
    • ris011.jpgНоги.
      Нужны для ходьбы, для опоры, для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и увереннее персонаж стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, левая – в семье (см. рисунок 11).
       

     

     

     

    12. Цветовая гамма рисунка – индикатор палитры чувств. Самыми любимыми цветами ребенок рисует самых близких членов семьи, себя, нелюбимые, мрачные цвета достаются отвергаемым ребенком людям. Обратите внимание на общую цветовую палитру: преобладание ярких цветов говорит о хорошем настроении, мрачные же цвета указывают на тревожность, подавленность (если, конечно, черный цвет не является любимым для малыша). Мамы обычно изображаются в красивых платьях, с заколками в прическах, со множеством мелких деталей, цвет волос может быть самым необычным, тщательно прорисовываются детали, так ребенок показывает свою любовь. Себя дети с адекватной самооценкой тоже тщательно прорисовывают, нарядно одевают. Любимые папы тоже очень нарядные, как и все близкие и любимые ребенком родственники.

     

    13. Ребенок рисует только себя, «забыв» нарисовать всех остальных, то это чаще говорит о том, что он не ощущает себя членом семьи. Ребенка в семье отвергают, неблагополучие и эмоциональные проблемы давят на него. Фигура может быть маленькой, «спрятанной» в угу листа, темной, со смазанным лицом. Но бывает, что ребенок с завышенной самооценкой рисует одного себя, чтобы подчеркнуть свою значимость. Он тщательно прорисовывает детали одежды, лицо; фигура очень большая, яркая.

     

    ris012.jpg13.Солнце на рисунке – символ защиты и тепла. Люди и предметы, которые находятся между ребенком и солнцем – то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом (см. рисунок 12).

     

     

    14. Обилие мелких деталей, закрытые детали (шарфы, пуговицы) сигнализируют о запретах, тайнах, до которых ребенок не допускается.

     

     

    Ссылки скрыты.

    ,

    педагог-психолог

  • Нравится 25

42 комментария


Рекомендованные комментарии



нарисовала мне доча картину. сначала небо голубое. потом травку и солнце. потом себя с кудрявыми волосами (они у нее прямые) в красивом лиловом платье, потом меня с лева от нее. с красными волосами, огромными руками и даже ногти покрасила мне. и с лева от меня папа. руки маленькие (что правда, он менее общительный у нас) все расположены близко. все с улыбками. а в небе бабочка. но нет ушей! спросила ее, а она говорит: не могу я их рисовать, не умею ))))) как думаете, нормалёк все? ей вот только 6 исполнилось 19го июля.

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

цветок_счастья нормально всё. С самооценкой всё ок,и чувствует себя нужной,раз с себя начала. Мама главная,по центру. Руки длинные,общительная. Всех накрасила,всех украсила,всех любит :love: ))

Лайков нет,всех обязательно завтра лайкну. Ещё разок завтра сына попрошу нарисовать,выложу его художество. А то того рисунка не осталось,он где-то полгода назад рисовал. Сейчас у него роботы и машинки в приоритете. Сегодня в закладках своих рылась,вспомнила про тест этот,решила тут его показать))

Ссылка на это сообщение

Дорисовала моя красавица семью)

Ссылки скрыты.

Вот только как её интерпретировать ? Меня она первую нарисовала, потом папу, потом себя..всё же думаю возраст 11 лет не подходит для этого теста)

  • Нравится 7
Ссылка на это сообщение

Счастье в пузике художница :class: ! А мне кажется подходит. Справа дочка? У неё руки короткие на рисунке. Не очень общительная.

"Функция рук – цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми, т.е. способность действовать. Чем больше пальцев на руках, тем сильнее персонаж. Длина рук говорит об общительности, короткие руки выдают внутреннюю слабость, нерешительность, недостаток общения."

Папа главный,самый большой,и в центре. Себя она тоже любит,и чувствует нужной,т.к высокого роста. Выше мамы,хотя та на каблуках. Маму любит,раз первой нарисовала,да каблуки,серёжки,косичку тщательно прорисовала. Но мама не глава семьи,поэтому меньше всех)))

И плохо видно,себе уши нарисовала?

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Аскерёнок, :) да, уши она себе нарисовала и серёжки тоже)

А на счёт роста..я меньше её так и есть(уже на 6 см выше меня) :D А вот руки короткие у дочи на рисунке я тоже заметила, наверное ей общения не хватает..это кстати правда.

И за руки никто не держится..тоже наверное не очень хорошо.

Аскерёнок, спасибо за тест !!! :flower: Хоть ребёнка на вечер заняла)) Ну и общаться-больше общаться с деткой, а не у компа сидеть!

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Счастье в пузике нет у меня сегодня ни одного лайка(( Завтра поставлю обязательно :flower: . Понравился рисунок :class: .

На 6 см? Ого,молодец :class: ! Чую мой через пару лет тоже меня обгонит)) Уже вымахал ого-го :D )) Про общение согласна на все 100. Решила своих завтра в зоопарк свозить,а то тоже засиделась у компа(((

Ссылка на это сообщение

Аскерёнок, :) она в папу, начинаю потихоньку себя чувствовать лилипутом в стране гулливеров :D Хорошо вам завтра провести время в зоопарке, я тоже буду исправляться ! :)

Ссылка на это сообщение

Счастье в пузике а я вот боюсь,что сын в мужнино семейство пойдёт)) С моей стороны все высокие. А у мужа все низкие. Я 174см,а муж 166см :D )) Сын вроде средний в классе :think1: . Надеюсь,что будет высоким. Ну или хотя бы чуть выше папы))

Спасибо за пожелание :flower:

Ссылка на это сообщение

Дорастёт до мамы, куда он денется, если в классе средний это хорошо, у нас в классе есть мальчишки мелкие, у них кстати и родители мини, хоть мальчики и позже девочек в рост идут, но сразу видно, что пошли в своих миниатютных пап и мам)

Ссылка на это сообщение

Счастье в пузике а я вот боюсь,что сын в мужнино семейство пойдёт)) С моей стороны все высокие. А у мужа все низкие. Я 174см,а муж 166см :D )) Сын вроде средний в классе :think1: . Надеюсь,что будет высоким. Ну или хотя бы чуть выше папы))Спасибо за пожелание :flower:

не переживай, мальчики долго ниже всех в классе а потом как выстрелят и сразу выше всех вообще :D :D :D , у меня брат у мужа в 9 классе был 166 см а в 10 после лета - 198 :D :D :D за лето перерос вообще всех в школе и в семье :D :D :D

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Давно хотела такой тест найти. Спасибо!!! Сегодня попрошу нарисовать. Я сына просила уже один раз нарисовать, правда там было задание немного другое-нарисовать свой дом И семью. Ему 4 года было.Сын нарисовал многоэтажный дом с кучей окон и подъездом(у нас многоэтажка),на самом верхнем этаже в 3 окнах нас(мы живем на 3 эт.).С начала папу(он был самый большой), потом меня в фартуке рядом с плитой,потом себя (почти такого же как папа с растопыренными руками и пальцами),затем младшую сестру в платье(сказал,что это она уже постарше,ей на тот момент было 3 мес.).Все объяснил,сказал что папа директор,мама готовит,когда я спросила,а ты что такой большой тут,он сказал,что он тоже директор,только в будущем,про сестру сказал,что "А сестренка просто в платье,т.к. она маленькая еще". Спрасила почему в разных окнах,сказал что это комнаты,зал,кухня и детская(нас с мужем в разных окнах,себя с сестрой в одном).А потом вдруг взял и разделил дом линеей на две части.Мы все остались в одной части,а за линией он нарисовал, этажом ниже, в окне "соседа сидящего за компом и играющего в танки!!!"(так и сказал). Муж к стати в то время ооочень увлекался этой игрой, слава Богу надоело. Психолог сказала,что так он сейчас видит своего папу,который сидит за глухой стеной и ни чего не слышит и не видит за игрой в танки,т.е. ребенок воспринимает его в данный момент как соседа,но на самом деле ЕГО папа лидер,ответственный и сильный(директор) и он бы хотел его видеть именно таким и равняться на него. Сейчас уже папа не играет,сын больше "соседа" не рисует.И еще она расшифровки давала,но и так уже много написала.

Ссылка на это сообщение
а мне кажется за руки не держится семья, может быть потому что ей просто тяжело было нарисовать так, в этом возрасте она уже думала о том, чтобы это было красиво и качественно нарисовано. Равно как и рост здесь не означает ничего, кроме как тех соотношений в росте по жизни. (мое мнение).

 

Автору спасибо за блог, но считаю это все относительным. Сама помню, что, когда просили что-то рисовать типа дома и прочего, то рисовала исходя из своего тогда понимания красиво-не красиво, и солнышко тоже в моем рисунке добавлялось исключительно для красоты и полноты рисунка.

Ссылка на это сообщение

Счастье в пузике, я одно только поняла судя по тесту, что дочь у вас с задатками художника. Можно развивать это, если хочет конечно.

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение

расшифруйте пожалуйста и наш рисунок! Выложить правда не смогу... Сыну 4 года. на просьбу нарисовать семью - нарисовал сначала бабочку (с комментарием мама это будет твое украшение, правда украшение осталось от меня в стороне :)), потом нашу собаку (у нас собака) с 6 ногами, потом себя на собаке не очень разборчиво. Потом меня слева с глазами, длинной шеей пузом и руками ногами и папу справа с еще более длинной шеей но короткими ручками ножками и без глаз(просто закрасил всю голову). Потом подумал и удлинил папе одну руку, что папа гладит бабочку. Все рисовал красным цветом.

Ссылка на это сообщение

первым он нарисовал кота, последним себя......

спросила про мои уши))) ответил, что конечно они есть на рисунке, но из-за волос невидно...

рисовал на формате А4.....видимо места много осталось, он не знал чем его заполнить....спросила, почему ножницами не воспользовался, ответил, что тупые.....

 

Ссылки скрыты.

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение

судя по всему, самый умный и значимый в нашей семье - это кот ))))) у него самая большая голова)))))))

Ссылки скрыты.

  • Ха-ха 1
Ссылка на это сообщение

×
×
  • Создать...