Игры для детей. Проверено на всех соседях и племянниках.
Подвижные игры.
"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997) . Цель:снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажитедетям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг другаразными не обидными словами». Заранее обговаривается условие, какимиобзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибовили мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, морковка!"Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительномкруге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например:" А ты, солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и дляобидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, чтоэто только игра и обижаться друг на друга не стоит.
"Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997). Цель:снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальнымобразом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечноенапряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детейна пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались намосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище,упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, несдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е".Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить,чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.
"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998). Цель:снятие негативных настроений и восстановление сил. "Я сообщу вам посекрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения,против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимосделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем неразговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одногоиз участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнеситеволшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате.Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердитопроизносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало,необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего передвами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово"Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут несмеяться.
"Попроси игрушку" — вербальный вариант(Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999). Цель:обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один изучастников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например,игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) долженпопросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку(тетрадь, карандаш), она нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет утебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в томслучае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкцияучастнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобытебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
"Попроси игрушку" — не вербальный вариант(Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999). Цель: обучение детей эффективным способамобщения. Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованиемтолько невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). Послепроведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудитьупражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить навопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?","Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произноситьслова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будетполезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так какв процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективноговзаимодействия.
"Прогулка с компасом"(Коротаева Е.В., 1997). Цель: формирование у детей чувства доверия кокружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый "турист" иведущий "компас". Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущийсзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти всеигровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с"компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним).Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегаяпрепятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могутописать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались насвоего партнера.
"Зайчики" (Бордиер Г. Л. и др., 1993).Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения,научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими навоображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу,темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнениевозникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит:"Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены уних лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете,как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицонет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... Акулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуемпостучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения"Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которыеподробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми". "Явижу..." ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительныеотношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся вкомнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторятьодин и тот же предмет дважды нельзя.
"Толкалки" (Фопель К., 1998). Цель: научитьдетей контролировать свои движения. Скажите следующее: «Разбейтесь на пары.Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высотуплеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу начните толкать своего напарника, стараясьсдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходноеположение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво.Тот, кто устанет, может сказать стоп». Время от времени можно вводить новыеварианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой;толкаться спиной к спине.
"Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997). Цель:научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможностьпосмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они самиобижают, не задумываясь об этом. "Жужа" сидит на стуле с полотенцем вруках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваютсядо нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакиваети начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее большевсех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы"дразнилки" не были слишком обидными.
"Рубка дров" (Фопель К., 1998). Цель: помочьдетям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы,прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" еево время игры. Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова иливидел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В какомположении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталосьнемного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень,поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть:"Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и,попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
"Головомяч" (Фопель К., 1998). Цель:развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять другдругу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол другнапротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом сголовой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужноего поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенноподнимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь покомнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходномположении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
"Аэробус" (Фопель К., 1998). Цель: научитьдетей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимноедоброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность испокойствие. "Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли выобъяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типысамолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребятабудут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию)ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. Скаждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунутруки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременновстают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поноситьАэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пустьзакроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и сновамедленно "приземлится" на ковер". Когда Аэробус"летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особоевнимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попроситьАэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что удетей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробусаодновременно.
"Бумажные мячики" (Фопель К., 1998). Цель:дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-тодолго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новыйжизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой листбумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь,пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобырасстояние между командами составляло примерно 4 метра. По командеведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой:"Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятсякак можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторонупротивника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратитьбросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячейна полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажныемячики можно будет использовать еще неоднократно.
"Дракон" (Кряжева Н.Л., 1997). Цель:помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность ипочувствовать себя частью коллектива. Игроки становятся в линию и держатся за плечи друг друга. Первый участник— "голова", последний — "хвост". "Голова" должнадотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело"дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост",она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждыйучастник не побывает в двух ролях.
Игры за партами.
"Глаза в глаза" (Кряжева Н.Л., 1997).Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад."Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другутолько в глаза и, чувствуя руки, пробуйте, молча передавать разные состояния:"я грущу", "мне весело, давай играть", "ярассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игрыобсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легкоотгадывать, а какие трудно.
"Маленькое привидение" (ЛютоваЕ. К., Монина Г. Б.). Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форменакопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленькихдобрых привидений. Нам захотелось немного по хулиганить, и слегка напугать другдруга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагогприподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшнымголосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихопроизносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить".Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайтеснова станем детьми!".
Как играть сгиперактивными детьми.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимоучитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,очень высокую активность, а также неумение длительное время подчинятьсягрупповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание надеталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди исчитаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективнуюработу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затемпривлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить кколлективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами,способствующие развитию внимания.
"Найди отличие" (Лютова Е.К., МониноГ.Б.). Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисуетлюбую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а самотворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенокмогут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случаедети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этомвозможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколькодеталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Разговор с руками" (ШевцоваИ.В.). Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался,что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру:обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки —нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. Послеэтого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как васзовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?","Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговоритедиалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеютделать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и иххозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечераили, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежуткавремени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться,играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, точерез заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в этуигру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и иххозяина.
"Говори!" (Лютово Е.К., Монино Г.Б.).Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детямследующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Ноотвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду:"Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"
"Кричалки – шепталки - молчалки" (ШевцоваИ.В.). Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевойрегуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный,желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь —"кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь —"шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал"молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь напол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.). Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности надругой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога"Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу"Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встаютученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, ктосидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателейпоследних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети,вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя"Шторм" характер действий и последовательность их выполненияповторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают другза другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
"Ловим комаров" (Лютово Е.К., МониноГ.Б.). Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможностьгиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе. Скажите детям:"Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам вкласс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будетеловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичныедвижения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, тоодновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и всвоем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" высадитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение).Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали.Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть рукиотдыхают. А теперь — снова за работу!"
«Дорисуй рисунок». Цель:развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любуюнесложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должензаметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменятьсяролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очередирисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможностьдвижения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети,взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.). Цель: снятиенапряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственноговосприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослыйподбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку,стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенкупредлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будетходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазамиугадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет.Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры:"зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться сребенком местами.
"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997). Цель:развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становитсяводящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку изизвестной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одномуслову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громкоповторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня,собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждыйребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Игры длятревожных детей.
Упражнения на релаксацию и дыхание.
"Драка". Цель: расслабить мышцы нижнейчасти лица и кистей рук. "Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте вкулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд.Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура!Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только стревожными, но и с агрессивными детьми.
"Воздушный шарик". Цель: снять напряжение,успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:"Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохнитевоздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, черезприоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарикстановится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобышарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можноповторить 3 раза.
"Корабль и ветер". Цель: настроить группу нарабочий лад, особенно, если дети устали. "Представьте себе, что нашпарусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему ипригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... Атеперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю, ветерподгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумитветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.
"Подарок под елкой". Цель:расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз. "Представьте себе, что скороНовогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот выподходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох.Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О,чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь". Послевыполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает.
"Дудочка". Цель: расслабление мышц лица,особенно вокруг губ. "Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохнитевоздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохепопытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какойзамечательный оркестр!" Этюды, на расслабление мышц Приведенные ниже этюдырекомендованы М.И. Чистяковой в книге "Психогимнастика" и наверняказнакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных,аутичных, агрессивных. Все упражнения даны в нашей модификации.
"Штанга".
Вариант 1. Цель: расслабить мышцы спины. "Сейчас мы с вами будемспортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга.Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее.Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем ещераз".
Вариант 2. Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенкупочувствовать себя успешным. "А теперь возьмем штангу легче и будемподнимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали этоположение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу,выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вамвсе хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнитьнесколько раз.
"Сосулька". Цель: расслабить мышцы рук."Ребята, я хочу загадать вам загадку: у нас под крышей белый гвоздь висит,солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов). Правильно, это сосулька.Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей.Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда япрочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, ана третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... Атеперь выступаем. Здорово получилось!".
"Шалтай-болтай". Цель: расслабить мышцырук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Онназывается "Шалтай-болтай". Шалтай-болтай сидел на стене. Шалтай-болтайсвалился во сне. (С. Маршак). Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево,руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова"свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".
"Винт". Цель: снять мышечные зажимы вобласти плечевого пояса. "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт.Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали"будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будутсвободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!"Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляскаскоморохов" из оперы "Снегурочка".
"Надуй мяч". Цель: расслабить максимальноеколичество мышц тела. "Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большойнадувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом,на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед,голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч,сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком "с". С каждойподачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук "с",он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго"с" выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова,после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насосперестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча ссилой выходит воздух со звуком "ша". Тело вновь обмякло, вернулось висходное положение. " Затем игроки меняются ролями.
Пальчиковые игрыдля гиперактивных детей. Мария Рузина
Ссылки скрыты.
. Педагог может начать игры ссообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться" то всказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затемследует предложить несколько игр.
Ссылки скрыты.
"Многоножки". Перед началом игры рукинаходятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться кпротивоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении.В движении принимают участие все пять пальцев.
"Двуножки". Игра проводится аналогично «многоножкам»,но в гонках участвуют только 2 пальца: указательный и средний палец. Остальныеприжаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой иправой руки, между «двуножками» соседей по парте.
"Слоны". Средний палец правой или левойруки превращается в 4хобот", остальные — в "ноги слона". Слонузапрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он долженопираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Игры наформирование эмоциональной и волевой сфер.
"Слушай команду". Цельигры. Развитие способности к сосредоточению.
Процедура игры. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается, иведущий шепотом произносит команду (сесть на стулья, поднять правую руку,присесть, взяться за руки и т. п.).
Примечания:
1. Команды даются только на выполнение спокойных движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.
"Кто за кем?" (25 мин.). Цель игры. Снижениевозбужденности детей. Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например,"Гавот" А. Ферро или "Инвенция" И. С. Баха). В комнатерасставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигатьсямежду стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другиедети - стоят в стороне и смотрят.). Затем ведущий вызывает другого ребенка, подмузыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникаетперерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
"Поссорились два петушка"(25мин.). Цель игры. Развитие раскованности, самоконтроля. Процедура игры. Звучитвеселая музыка (желательно А. Райчева "Поссорились два петушка").Дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаютсяплечами. Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными иболезненными. Дети обязательно должны играть "по правде" иодновременно держать символизм игры ("понарошку").
"Иголка и нитка" (25 мин.). Цель игры.Развитие произвольности. Процедура игры. Выбирается водящий из детей. Подвеселую музыку он играет роль иголки, а все другие дети роль нитки. "Иголка" бегает междустульями, а "нитка" (группа детей друг за другом) — за ней. Примечание.Если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль"иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группудетей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
"Дракон кусает свой хвост" (25 мин.). Цель игры. Снятиенапряженности, невротических состояний, страхов. Процедура игры. Звучит веселаямузыка. Дети •встают в цепочку и крепко держатся друг за друга •(за плечи).Первый ребенок – это голова дракона, последний - хвост дракона. "Головадракона" "пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.Примечания:
11. Следите, чтобы дети не отпускали друг друга.
12. Следите также, чтобы роли "головы дракона" и "хвост"выполняли все желающие.
"Скучно, скучно так сидеть" (25мин.). Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации. Процедураигры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей.Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их числона 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты.Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть; не пора ли пробежаться иместами поменяться? Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут кпротивоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто осталсябез стула. Примечания:
1. Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял егораньше.
"Лисонька, где ты?" (25мин.). Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Дети становятся полукругом, ведущий - центр. Детиотворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одногоребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.
По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса.Ведущий зовет: "Лисонька, где ты?" Лиса не отзывается. Ведущий зоветвторой и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.
Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцывыходят из игры.
9 комментариев
Рекомендованные комментарии