Перейти к публикации

Yoji //

  • записей
    35
  • комментария
    324
  • просмотра
    2 674

Педагогичекий прикорм


Yoji //

249 просмотров

Грудь – всему голова!

 

Само определение – «прикорм» -несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребенка остается грудноемолоко, а все остальное – это приложение к основному, второстепенное,дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства.Начинать прикорм нужно, когда ребенок «сигналит» маме о своейготовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки. Этопроисходит ближе к 6-ти месяцам жизни ребенка. У него есть устойчивыйпищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этимпознакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, азнакомиться с едой – из маминой тарелки. В сознании малыша эти двапроцесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потомучто… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интереснаеда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а непотому, что он голоден! Поэтому, чрезвычайно важно, чтобы мама сняла ссебя и своих близких заботу о накармливании ребенка. Малыш продолжаеткормиться её молоком, и количество суточных прикладываний к груди неснижается меньше 12 в сутки. Это количество необходимо для поддержаниястабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые длянасыщения и роста ребенка – всегда перед снами, после снов, и ночью, апри бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения ипсихологического комфорта малыша.

 

Я ем, как взрослый.

 

Известно,что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья,начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповинувнутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи.Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, онполучает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.

Черезполгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимомумаминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именноэто. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелкиразмером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то сосвоим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, какнужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжаетсязнакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребенка упрощаются задачи,связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается рисквозникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, онполучает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами,без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Ноесли это очень маленький кусочек – со спичечную головку, то малышу нетразницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и формеэтого кусочка.

Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек впрямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразунесколько задач, очень важных для растущего человечка. Во-первых,навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, вопределённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеетникакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готовпосле исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-тимесяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков изтарелки мамы. Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового кбольшим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не вжелудке. Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькуюплощадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкойжелудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок«транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то онообволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку нажелудочно-кишечный тракт ребенка. В-третьих, белковая и крахмалистаяпища начинает понемногу усваиваться у ребенка после 9 месяцев.Клетчатка вареная усваивается частично после года, а сырая… после 4-хлет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста,яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм сцелью накормить ребенка, например, с яблочного пюре, можно получить «навыходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедшийчерез желудок, не травмировав его, то цель его – знакомство с яблоком.

Однако,яблоки, и вообще фрукты и овощи - это не основная наша еда. Что изпродуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосеРоссии? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, творог,крупы, рыба – это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно этипродукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мамане отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда неувидите в горшке у годовалого ребенка сыра, например, даже если он естего кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вотморковка…

 

Знакомство с прикормом длится несколько месяцев смомента начала прикорма, когда у ребенка постепенно увеличиваетсяпотребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребенокпросит все большее количество кусочков за один «присест» на трапезу.Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так жеинтересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится срационом его семьи, с продуктами всех четырех сезонов года.

 

Мама – конкурент за столом.

 

Мыуже упоминали о том, что мама не должна делать попыток накормитьребенка. За столом мама должна демонстрировать, что она в еде –конкурент. У мамы нет цели накормить ребенка, у ребенка есть цельвыпросить еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Еслимама ест с аппетитом, и с удовольствием, демонстрируя это своимповедением за столом, ребенок будет повторять за ней. Ведь интерес кпище взрослых – это не что иное, как желание подражать маме в том, чтоона делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребенка непытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ествсегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у негонет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относитсяк трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда - это ценность,формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой, и еёповедением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в роттолько после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение отом, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решениемребенка, а не взрослого человека.

Маленькие детки питаются оченьдробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Ониусаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями исестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают - «мусолят» тосушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.

 

Как выглядит на практике начало введения прикорма ребенку на грудном вскармливании?

Малышсидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает унеё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребенка иногда «одаряет»,демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде умалыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даётему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» даетсяребенку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу,а во-вторых, для исследования.

Ближе к году ребенок пересаживаетсяна отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» застолом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. Втарелку накладывается небольшое количество еды, с расчетом чуть меньше,чем ребенок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить изкружки. Пьет малыш пока мало, основную жидкость получает изматеринского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. Навремя трапезы столешница с детского стульчика снимается, и онпододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухнеигрушек нет. Ребенка никто за столом не развлекает, и не предлагает«ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.

 

Питание и воспитание.

 

Подведемитог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рациономпитания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший»взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своейсемьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Онучится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учитсяпользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», проситьдобавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядяна взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не долженделать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых днейвведения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формированиямелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, икушать очень аккуратно.

 

Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:

· Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.

· Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.

· Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.

· Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.

· Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.

· Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.

· Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.

· Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.

· Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.

· Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.

· Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.

· Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.

· Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.

· Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.

· Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».

· Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.

· Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!

 

Стульчик не нужен и "вреден".

1.В дальнейшем мы учим малыша слезать с обычного стула (своего, кот.появляется от 10-11 мес до 1.2) и подбирать то, что уронил. Свои ложки,кусочки еды. Это невозможно сделать, когда ребенок сидит на высокомспециальном стуле.

2. Многим не удается удержаться и из стульчика устраивают такую же "резервацию" как и из манежа.

3.В стульчиках малыши учаться свинячить и ничего тут не поделаешь. Авведение прикорма - это еще и обучение поведению за столом. Когда малышв стульчике, то вы невольно пропускаете очень много (или наоборот отмалыша все убирают, и он соотв. ничему и не учится), а когда у мамы наколенях, то мама контролирует каждое действие.

4. Любые блюда, игорячие в том числе можно есть с малышом на коленях. Конечнопостепенно, сначала горячее лучше ставить подальше или убирать.

5. На первом этапе прикорма важно чтобы малыш мог приложиться к груди когда ему нужно. В стульчике этого сделать нельзя.

 

Стульчик не используется в НАЧАЛЕ прикорма. В возрасте 8-11 месяцевребенку выделяется собственное место за столом. Можно просто убратьстолешницу с детского стульчика и приставить его к общему столу.

4 комментария


Рекомендованные комментарии

У нас его нет )))) Сейчас ей уже почти год и 4 мес, сидит на взрослом стуле с подставочкой ))

Ссылка на это сообщение

класс! если не сложно, проблемы или нюансы в бесстульчиковом кормлении, может что то для "заметки" начинающим...

Ссылка на это сообщение
×
×
  • Создать...