Ребенок в год не говорит. Ну, скажи: «Ма-ма»
Существуетмиф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждомдетском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок неговорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когдабежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральнымдиректором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.
- По статистике "Яндекса" более двух тысяч человек в месяц ищут ответы по запросу «Ребенок не говорит в год». ОлесяСтаниславовна, действительно ли в это время уже надо начинать переживать?
- Опасения, что у годовалого ребенка речь формируется с отставанием,обоснованны только в том случае, когда у малыша отмечается общая задержкапсихомоторного развития (например, при раннем органическом поврежденииголовного мозга) или есть подозрения в снижении слуха, нарушении зрения. Тоесть когда имеются косвенные подтверждения того, что задержка речевого развитияможет носить патологический характер. Если же ребенок хорошо слышит и видит, ав анамнезе нет заболеваний или причин, которые могли бы вызвать нарушенияречевого развития, то нет ничего страшного в том, что к году ребенок неговорит. Лингвисты детской речи говорят, что в среднем отправная точкаформирования активной словесной речи лежит приблизительно в возрасте от 1 годадо 1,6 года. У всех детей эти сроки индивидуальны, кто-то может начать говоритьчуть раньше года, кто-то – чуть позже полутора лет.
- Что должен уметь делать и говорить ребенок в год, в два, в три?
- Ответ на этот вопрос неоднозначен… Врачи (невропатологи,педиатры) и педагоги (логопеды, дефектологи), оценивая развитие ребенка,пользуются так называемыми диагностическими таблицами. Речь никогда нерассматривается отдельно. Опытный специалист всегда оценивает созревание всехобластей развития ребенка: социализации и навыков самообслуживания, развитиякрупной и мелкой моторики, познавательных навыков ребенка, предречевых (догода) и речевых навыков.
У нас в стране на сегодняшний момент разнятся данные, потому чтонет единой шкалы нормативов развития ребенка, в отличие, например, отевропейских стран. Многие отечественные специалисты пользуются переводомизвестных тестов – Гезелла, денверского скринингового теста.Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства на протяжении многих летпроводил огромную работу, пытаясь определить среднестатистические параметрыразвития для жителей Северо-Западного региона. Для того чтобы вывести такиесреднестатистические цифры, нужно провести анализ выборки исследованийполутора-двух тысяч человек. Мы пользуемся усредненными, принятыми вотечественной педиатрии и неврологии, данными по развитию ребенка и критериямфакторов риска нарушений развития. Серьезным поводом для беспокойства можносчитать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2года и отсутствие простой фразовой речи после 3 лет.
- Зависит ли начало речевой деятельности ребенка от пола,наследственности, от занятий с ребенком или от его личных особенностей?
- Все играет свою роль. Даже генетика. В семьях, в которых естьпредрасположенность к задержке речевого развития, она часто передается понаследству. По крайней мере, один из первых вопросов логопеда, когда к немуприходят родители с ребенком, который не говорит, – были ли подобные случаи всемье? Зависимость от пола тоже есть. Как ни странно, задержек речевогоразвития у мальчиков больше, чем у девочек. И по исследованиям, речь унекоторых мальчиков тоже чуть позже начинает формироваться, чем у девочек,однако это не повод думать, что «не говорит, потому что мальчик».
Теперь о роли родителей. Проводились исследования онтолингвистов,которые показали: быстрее начнет говорить ребенок у так называемой«продвинутой» мамы. Такая мама много разговаривает с малышом, голосом иинтонацией выделяя слова, на которые ребенок должен обратить внимание. Малышилучше реагируют на медленный темп речи взрослого, смену интонационной окраски голоса,эмоциональное поощрение ответных реплик самого малыша. Наоборот, в семьях, вкоторых есть депривация – ущемление условий развития ребенка, – частонаблюдается задержка его речевого развития. Познавательные способности ребенка,интеллект тоже играют свою роль в развитии речи. Поэтому у ребенка с задержкойпсихического развития, безусловно, речевое развитие тоже будет задерживаться.
- Дети учатся подражанием, повторяя звуки взрослых?
- Не только – дети внимательно слушают речь и смотрят на губыговорящего. Те дети, у которых хорошо развит зрительный и слуховой контроль, атакже способности к повторению этих артикуляционных движений, обычно болееуспешны в освоении речи.
- Значит, речь родителей значительно влияет на речь ребенка. Номногие взрослые с детьми сюсюкаются. Это правильно?
- Есть понятие «язык нянь», или «лепетный язык». Когда мы говорим,например, «смотри, какая бибика поехала» или «аф-аф-аф по улице бежит» – в этомнет ничего плохого. Родители пользуются этими лепетными словами осознанно, добиваясьтого, чтобы ребенок стал быстрее употреблять их в своей речи, а следовательно,говорить. Такими словами овладевают все дети, когда учатся говорить. Поэтомукогда к нам приходят дети с задержкой речевого развития, мы тоже первым деломстимулируем у них попытки повторения звукоподражаний животных и птиц, другихзвуковых сочетаний (например, тук-тук, алё, бах).
И другое дело – сюсюканье, когда родители сознательно начинают,например, смягченно говорить: «Ути-ти, мой холёсенький», то есть кривляются,искажают звукопроизношение. Это разные вещи. И этого делать не надо, мы должныбыть эталоном для ребенка. Хотя на самом деле сюсюканье – стопятидесятаяпричина, почему речь ребенка может быть нарушена.
- Стоит ли ругать ребенка, если он показывает пальцем на что-то,не желая говорить? Или это нормальный этап развития?
- Смотря в каком возрасте. Есть, например, естественные жесты –указательные – они есть у всех детей старше 6–8-месячного возраста. Сначалапоявляются жесты, а потом, вслед за ними, вербальная речь. И в этом смыслежесты естественны в значении «дай мне», «покажи мне» или «что это?». Нопостепенно, к полутора-двум годам, нужно начинать стремиться к тому, чтобыжесты вытеснялись словами. Сами родители должны провоцировать у ребенкаформирование вербальной (словесной) речи. Поэтому я всегда говорю взрослым:если у ребенка нет мотивации пользоваться речью, она и не будет формироваться.Если ребенок будет просто показывать пальцем на предмет или игрушку, а родителибудут тут же это давать ребенку, ему как бы и не надо учиться это словоназывать.
- Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами,только когда идут в садик?
- Да, это влияние социальной среды – ребенку приходитсяпользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушкупопросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкиваетребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса.Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.
- Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два,и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?
- Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и ктому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет засобой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первыхвопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения,долго ли он сосал соску.
- Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?
- Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовыхприборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нетреакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листкомбумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к немуречь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительныеобследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования,например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказомМинистерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всехдетей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух.Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируетсяродителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи умалыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет илиесли у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования иисключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. Насегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованыбольшинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слухамалышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить этипроблемы.
- Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарнаяимплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции онидогоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущемпроблемы?
- Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы,но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются смалышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистовговорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячномуребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей сбольшой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только послеопределенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родителиотмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, скоторой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девятьмесяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутаяфразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжаетзаниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведенаоперация, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников,может пойти учиться в хорошую, сильную школу.
- Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?
- Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрастебыли речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска повозникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтомунарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе ониобязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.
- Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеетчитать до школы? Лучше научить?
- Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особеннос задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннееобучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма вшколе.
- У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком,чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?
- Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобыих ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучениеминостранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведьвсе дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу«запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой,развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучениерассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы сусвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемогофонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что,кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое ифонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которыеставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный.Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, егородители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы ондал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речиребенка.
Источник:
Ссылки скрыты.
9 комментариев
Рекомендованные комментарии