Перейти к публикации

July77

  • записей
    8
  • комментариев
    69
  • просмотров
    93 735

Ребенок в год не говорит. Ну, скажи: «Ма-ма»


July77

2 391 просмотр

 

Существуетмиф, что великий ученый двадцатого века Альберт Эйнштейн начал говорить лишь в4 года. Однако же современных родителей это никак не успокаивает. На каждомдетском форуме есть по нескольку тем со схожими названиями: «Мой ребенок неговорит. Что делать?» О том, что же действительно считается нормой, когдабежать к врачу, а когда просто терпеливо подождать, мы поговорили с генеральнымдиректором Центра развития и абилитации ребенка «Логопед-Профи» Олесей Жуковой.

 

- По статистике "Яндекса" более двух тысяч человек в месяц ищут ответы по запросу «Ребенок не говорит в год». ОлесяСтаниславовна, действительно ли в это время уже надо начинать переживать?

- Опасения, что у годовалого ребенка речь формируется с отставанием,обоснованны только в том случае, когда у малыша отмечается общая задержкапсихомоторного развития (например, при раннем органическом поврежденииголовного мозга) или есть подозрения в снижении слуха, нарушении зрения. Тоесть когда имеются косвенные подтверждения того, что задержка речевого развитияможет носить патологический характер. Если же ребенок хорошо слышит и видит, ав анамнезе нет заболеваний или причин, которые могли бы вызвать нарушенияречевого развития, то нет ничего страшного в том, что к году ребенок неговорит. Лингвисты детской речи говорят, что в среднем отправная точкаформирования активной словесной речи лежит приблизительно в возрасте от 1 годадо 1,6 года. У всех детей эти сроки индивидуальны, кто-то может начать говоритьчуть раньше года, кто-то – чуть позже полутора лет.

- Что должен уметь делать и говорить ребенок в год, в два, в три?

- Ответ на этот вопрос неоднозначен… Врачи (невропатологи,педиатры) и педагоги (логопеды, дефектологи), оценивая развитие ребенка,пользуются так называемыми диагностическими таблицами. Речь никогда нерассматривается отдельно. Опытный специалист всегда оценивает созревание всехобластей развития ребенка: социализации и навыков самообслуживания, развитиякрупной и мелкой моторики, познавательных навыков ребенка, предречевых (догода) и речевых навыков.

У нас в стране на сегодняшний момент разнятся данные, потому чтонет единой шкалы нормативов развития ребенка, в отличие, например, отевропейских стран. Многие отечественные специалисты пользуются переводомизвестных тестов – Гезелла, денверского скринингового теста.Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства на протяжении многих летпроводил огромную работу, пытаясь определить среднестатистические параметрыразвития для жителей Северо-Западного региона. Для того чтобы вывести такиесреднестатистические цифры, нужно провести анализ выборки исследованийполутора-двух тысяч человек. Мы пользуемся усредненными, принятыми вотечественной педиатрии и неврологии, данными по развитию ребенка и критериямфакторов риска нарушений развития. Серьезным поводом для беспокойства можносчитать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2года и отсутствие простой фразовой речи после 3 лет.

- Зависит ли начало речевой деятельности ребенка от пола,наследственности, от занятий с ребенком или от его личных особенностей?

- Все играет свою роль. Даже генетика. В семьях, в которых естьпредрасположенность к задержке речевого развития, она часто передается понаследству. По крайней мере, один из первых вопросов логопеда, когда к немуприходят родители с ребенком, который не говорит, – были ли подобные случаи всемье? Зависимость от пола тоже есть. Как ни странно, задержек речевогоразвития у мальчиков больше, чем у девочек. И по исследованиям, речь унекоторых мальчиков тоже чуть позже начинает формироваться, чем у девочек,однако это не повод думать, что «не говорит, потому что мальчик».

Теперь о роли родителей. Проводились исследования онтолингвистов,которые показали: быстрее начнет говорить ребенок у так называемой«продвинутой» мамы. Такая мама много разговаривает с малышом, голосом иинтонацией выделяя слова, на которые ребенок должен обратить внимание. Малышилучше реагируют на медленный темп речи взрослого, смену интонационной окраски голоса,эмоциональное поощрение ответных реплик самого малыша. Наоборот, в семьях, вкоторых есть депривация – ущемление условий развития ребенка, – частонаблюдается задержка его речевого развития. Познавательные способности ребенка,интеллект тоже играют свою роль в развитии речи. Поэтому у ребенка с задержкойпсихического развития, безусловно, речевое развитие тоже будет задерживаться.

- Дети учатся подражанием, повторяя звуки взрослых?

- Не только – дети внимательно слушают речь и смотрят на губыговорящего. Те дети, у которых хорошо развит зрительный и слуховой контроль, атакже способности к повторению этих артикуляционных движений, обычно болееуспешны в освоении речи.

- Значит, речь родителей значительно влияет на речь ребенка. Номногие взрослые с детьми сюсюкаются. Это правильно?

- Есть понятие «язык нянь», или «лепетный язык». Когда мы говорим,например, «смотри, какая бибика поехала» или «аф-аф-аф по улице бежит» – в этомнет ничего плохого. Родители пользуются этими лепетными словами осознанно, добиваясьтого, чтобы ребенок стал быстрее употреблять их в своей речи, а следовательно,говорить. Такими словами овладевают все дети, когда учатся говорить. Поэтомукогда к нам приходят дети с задержкой речевого развития, мы тоже первым деломстимулируем у них попытки повторения звукоподражаний животных и птиц, другихзвуковых сочетаний (например, тук-тук, алё, бах).

И другое дело – сюсюканье, когда родители сознательно начинают,например, смягченно говорить: «Ути-ти, мой холёсенький», то есть кривляются,искажают звукопроизношение. Это разные вещи. И этого делать не надо, мы должныбыть эталоном для ребенка. Хотя на самом деле сюсюканье – стопятидесятаяпричина, почему речь ребенка может быть нарушена.

- Стоит ли ругать ребенка, если он показывает пальцем на что-то,не желая говорить? Или это нормальный этап развития?

- Смотря в каком возрасте. Есть, например, естественные жесты –указательные – они есть у всех детей старше 6–8-месячного возраста. Сначалапоявляются жесты, а потом, вслед за ними, вербальная речь. И в этом смыслежесты естественны в значении «дай мне», «покажи мне» или «что это?». Нопостепенно, к полутора-двум годам, нужно начинать стремиться к тому, чтобыжесты вытеснялись словами. Сами родители должны провоцировать у ребенкаформирование вербальной (словесной) речи. Поэтому я всегда говорю взрослым:если у ребенка нет мотивации пользоваться речью, она и не будет формироваться.Если ребенок будет просто показывать пальцем на предмет или игрушку, а родителибудут тут же это давать ребенку, ему как бы и не надо учиться это словоназывать.

- Именно поэтому многие дети начинают хорошо говорить фразами,только когда идут в садик?

- Да, это влияние социальной среды – ребенку приходитсяпользоваться речью. Сверстникам надо объяснить, чего он хочет, – надо игрушкупопросить, вступить в диалог и так далее. Поэтому среда сама подталкиваетребенка к активному использованию речи и накоплению словарного запаса.Появляется мотивация, поэтому и речь у ребенка активизируется.

- Часто приходится видеть, что многие дети ходят с соской и в два,и в три года. Это как-то может повлиять на формирование речи?

- Долгое сосание соски может привести к нарушению прикуса и ктому, что у ребенка язык будет высовываться между зубами. А это повлечет засобой нарушение произношения, например свистящих звуков. Поэтому один из первыхвопросов логопеда на осмотре, если у ребенка имеются нарушения произношения,долго ли он сосал соску.

- Как понять, что у ребенка что-то не так со слухом?

- Нужно внимательно следить за реакцией ребенка на звуки бытовыхприборов, окружающей среды, голоса людей. Если вы замечаете, что у ребенка нетреакции на вашу речь, когда он не видит ваших губ (вы закрываете их листкомбумаги или стоите у него за спиной), что тот не понимает обращенную к немуречь, тогда на это стоит обратить особое внимание. Необходимы дополнительныеобследования слуха у врача-сурдолога. Есть специальные методики обследования,например игровая или компьютерные аудиограммы. На сегодняшний момент приказомМинистерства здравоохранения утверждено положение, согласно которому у всехдетей с задержкой психомоторного и речевого развития должен проверяться слух.Иногда выявляется незначительное снижение слуха, которое не диагностируетсяродителями в быту, но оно может значительно осложнять формирование речи умалыша. Поэтому если у родителей возникли какие-то сомнения на этот счет илиесли у ребенка задерживается формирование речи, лучше пройти исследования иисключить в порядке дифференциальной диагностики снижение слуха у ребенка. Насегодня приборами для определения проблем со слухом у новорожденных оборудованыбольшинство роддомов в Санкт-Петербурге, проводится плановое обследование слухамалышей и в поликлиниках, для того, чтобы как можно раньше выявить этипроблемы.

- Если оказывается, что ребенку нужна операция, кохлеарнаяимплантация, то каковы прогнозы для таких детей? Как скоро после операции онидогоняют сверстников в речевом развитии, могут ли возникнуть в будущемпроблемы?

- Раннее проведение операции предопределяет прекрасные прогнозы,но это при условии, что после операции специалисты и родители занимаются смалышом, развивая его слух и речь. Недавно на конференции для специалистовговорилось о том, что провели операцию кохлеарной имплантации семимесячномуребенку. Нужно, конечно, понимать, что такая операция проводится для детей сбольшой потерей слуха (четвертой степени тугоухости и глухоте) и только послеопределенного опыта ношения слуховых аппаратов, когда специалисты и родителиотмечают, что эти аппараты ребенку не помогают. У нас есть маленькая ученица, скоторой мы начали заниматься после проведения операции в 1,3 года. Через девятьмесяцев (сейчас Соне 2 года и 2 месяца) у нее замечательная развернутаяфразовая речь, развернутый словарь. Соня посещает обычный садик, хотя и продолжаетзаниматься со специалистами. На ее приме мы убедились: чем раньше произведенаоперация, тем лучше прогноз у такого ребенка – он быстро догоняет сверстников,может пойти учиться в хорошую, сильную школу.

- Как сказываются проблемы с речью на учебе в школе?

- Эти вещи связаны напрямую. Дети, у которых в дошкольном возрастебыли речевые нарушения (например, произношение), находятся в группе риска повозникновению нарушений письма и чтения – дисграфии и дислексии. Поэтомунарушения речи обязательно должны быть устранены в дошкольный период, иначе ониобязательно перейдут на письмо и чтение ребенка.

- Считается ли нормальным, что плохо говорящий ребенок не умеетчитать до школы? Лучше научить?

- Методика развития речи детишек с речевыми нарушениями, особеннос задержками речевого развития, с так называемой алалией, включает и раннееобучение чтению, как меру профилактики возможных нарушений чтения и письма вшколе.

- У многих мам понимание того, как нужно разговаривать с ребенком,чисто интуитивно. Как дома заниматься с ребенком?

- Смотря чего хотят добиться родители. Ведь многим хочется, чтобыих ребенок попал в гимназию с сильной программой, с углубленным изучениеминостранного языка. Значит, упор нужно делать на развитие связной речи. Ведьвсе дальнейшее обучение в школе будет построено по принципу«запомни-перескажи», объясни, обоснуй свою точку зрения. А это требует богатой,развернутой фразовой речи, поэтому знакомство с новыми словами, обучениерассказыванию здесь важно в первую очередь. Если у ребенка есть проблемы сусвоением иностранных языков, что напрямую связано с развитием так называемогофонематического слуха, как способности различать звуки, фонемы языка (что,кстати, необходимо и для грамотного письма), то развиваем слуховое ифонематическое восприятие. В зависимости от разных направлений и задач, которыеставят перед ребенком родители, набор упражнений и рекомендаций будет разный.Но, во всяком случае, если даже особых проблем с речью у ребенка нет, егородители могут прийти к логопеду как к специалисту по развитию речи, чтобы ондал индивидуальные рекомендации по направлению развития отдельных сторон речиребенка.

 

Источник: 

Ссылки скрыты.

 

 

9 комментариев


Рекомендованные комментарии

А мне все понятно, спасибо, очень интересно)))

Ссылка на это сообщение

а у нас ни речи ни жестов =((((((((
боимся что аутизм(

Ссылка на это сообщение

у меня старший сын с речевыми проблемами. До 3 лет ждала появления речи и не дождалась. А младшему 8 месяцев слогов нет вообще.

Ссылка на это сообщение

Знаете, мой сын, общаясь со мной пользуется минимум... даже не слогов, а звуков и смотрит при этом хитро. Когда играет один, то слогов гораздо больше. Думаю, что послушно превращаюсь в дрессированную мать, которая по оттенку звука понимает, что ребенку нужно: пить, есть или желтую рубашку.
В общем и смешно и страшно...

Ссылка на это сообщение

а у нашей дочки аутизм все таки. =\
И проявлений все больше.

Ссылка на это сообщение

Энштейн был аутистом - у него был синдром Аспергера (как и у Ньютона), так что на него я бы не особо ориентировалась.

Ссылка на это сообщение
×
×
  • Создать...