Перейти к публикации

Библиотечка о гиперактивности детей: статьи, советы и т.д.


Полезные сообщения

Гиперактивный ребенок в школе

 

obl.jpgДанная статья представляет собой фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога". В книге автор делится с читателями своими размышлениями о том, какой должна быть школа и что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей. В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге. Издание предназначено для родителей, учителей и всех тех, кому небезразлично будущее детей. Книга издана

Ссылки скрыты.

. Более подробную информацию о книге и условиях ее приобретения можно найти по ссылке

 

 

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Действительно, это явление нашего времени, источники которого не только психологические, но и социальные, политические, экологические. Попытаемся рассмотреть психологические, лично мне довелось иметь дело только с ними.

 

 

Во-первых, дети, называемые гиперактивными - это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.

 

Дети с диагнозом "гиперактивность с дефицитом внимания" требуют большего участия, и им лучше заниматься в небольших классах или группах, где у учителя будет больше возможностей уделять ему персональное внимание. К тому же, в большом коллективе такой ребенок очень отвлекает других ребят.. На учебных заданиях учителю бывает очень сложно удержать концентрацию класса, в котором несколько гиперактивных учеников. Дети, склонные к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, могут заниматься в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает их тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному ребенку обязательно надо хорошо подвигаться на перемене (а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное возбуждение.

 

Важно понимать, что у гиперактивного ребенка нет намерения демонстрировать такое поведение "назло" учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому ученику просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту.

 

Гиперактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.

Я на уроке английского языка и сижу на последней парте с парнишкой, на гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Худенький, очень подвижный, он в момент превращает парту в кучу-малу. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро.

 

На призыв преподавателя открыть рабочие тетради, он лишь спустя несколько минут начинает искать нужное. Перерыв все на своем столе, он не замечает, как тетрадь падает. Перегибаясь, к соседской парте, он ищет ее там, к возмущению сидящих впереди девчонок, потом неожиданно вскакивает и мчится к своей полке, получая строгое замечание от учителя. Когда бежит обратно, все же обнаруживает упавшую тетрадь. В течение всего этого времени учитель дает задание, которое, как казалось, мальчик не слышит, потому что увлечен поисками. Но, выясняется, что он все понял, потому что быстро начинает писать в тетрадке, вставляя нужные английские глаголы. Закончив это за шесть секунд, он начинает играть чем-то на парте, пока остальные дети усердно и сосредоточенно делают упражнение в полной тишине, нарушаемой только его бесконечной суетой.

 

Далее идет устная проверка упражнения, дети по очереди читают предложения со вставленными словами. В это время у мальчика постоянно что-то падает, находится под партой, потом куда-то прикрепляется... Он совершенно не следит за проверкой и пропускает свою очередь. Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, какое предложение надо читать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. Кажется, что его мозг и тело не терпят покоя, ему просто необходимо включиться в несколько процессов одновременно, в тоже время его это очень утомляет. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места:

 

- Можно я выйду?

- Нет, до конца урока всего пять минут, посиди.

 

Он садится, но теперь он уже точно не здесь, потому что парта ходит ходуном, и он просто не в состоянии услышать и записать домашнее задание, он откровенно мучается откровенно, складывается впечатление, что считает минуты до звонка. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору.

С гиперактивностью ребенка не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании.

 

Гиперактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

 

Замечено, что гиперактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдут выход своему двигательному возбуждению и тревоге.

 

 

Автор: Млодик И.Ю.

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

Девочки, эта статья с сайта НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения. Синдром гиперактивности является одним из проявлений МЦД.

 

Минимальная церебральная дисфункция.

 

 

 

Психоневролог, кандидат медицинских наук Кирдяшкина М.А.

 

 

Минимальная церебральная дисфункция - наиболее распространенная проблема нервно-психических нарушений у детей. МЦД (либо ММД - минимальные мозговые дисфункции) обусловлены остаточными проявлениями раннего поражения головного мозга (внутриутробного или в первые недели-месяцы жизни после рождения). Они выражаются в возрастной незрелости отдельных высших психических функций мозга (внимание, память, речь, письмо, счёт и т п.) и их дисгармоничном развитии. Это часто препятствует адекватной социальной адаптации детей и подростков, а также сопровождаются проблемами обучения и во многом ухудшают качество жизни.

 

Частота МЦД по данным отечественных и зарубежных авторов колеблется от 10 до 30% Значительно больше проблем отмечается у мальчиков.

 

 

Основные представления

 

По мере изучения синдромов МЦД появилась возможность для их разграничения на отдельные формы (расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, расстройство развития двигательных функций, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения). Особенностью МЦД является то, что её симптомы часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Часто родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как - лень, непоседливость, нервозность, живой, шумный, неуклюжий.

 

Уже на первом году жизни у таких детей отмечается синдром гипервозбудимости - беспокойны, часто плачут, двигательно гиперактивны, отмечается дрожание подбородка, рук, ног, плохо спят, избыточно реагируют на звуки вокруг, У них чаще проблемы с желудочно-кишечным трактом.

 

В возрасте от одного до трёх лет таких детей отличает повышенная эмоциональная и двигательная возбудимость, нарушения сна и аппетита, некоторое отставание в психо-речевом развитии, двигательная неловкость, невнимательность, трудность сосредоточения на чём-то, быстрая потеря интереса к предмету, упрямство, негативизм, повышенная утомляемость. Часто наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, недержание мочи, кала.

 

В начале школьного обучения на первый план выступают проблемы обучения и нарушения характера - вспыльчивость, трудности контакта в коллективе и с учителем, заниженная самооценка, не справляются с трудностями, отвлекаются на малейший шум, движение вокруг себя, забывают записать задание на дом, плохо пишут, грязь в тетради, "глупые ошибки" - пропуски букв в диктанте и т.п. Иногда только в этом возрасте родители начинают понимать что проблема есть, чаще с подачи учителя, т.к. такие дети требуют чаще всего индивидуального подхода в школе, меньшего количества детей в классе, посещения коррекционного класса. При непонимании родителями трудностей стоящих перед ребенком - начинается неправильное педагогическое воздействие, что закономерно приводит к усилению проблемы и к появлению различных невротических реакций - тики (навязчивые движения), заикание, недержание мчи и кала, головным болям, нарушениям сна и т.д.

 

В подростковом возрасте у таких детей нарастают нарушения поведения: агрессивность, теряется интерес к учёбе, ухудшается контакт с родителями и одноклассниками. Им свойственны незрелое и безответственное поведение, отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, трудности в выборе профессии, появляется тяга к алкоголю и наркотикам, к общению с теми - кто от них ничего не требует, не напрягает. В более позднем возрасте это составляет основу "характера" - людям не интересно работать, не складываются взаимоотношения в семье, на работе, совершаются преступления "от импульсивности", "не подумал" и т.п., либо уход в алкоголизм.

 

 

Режим наблюдения, лечение

 

Чтобы предотвратить эти последствия - нужно как можно раньше обследоваться у специалистов. На первом году - наблюдение психоневролога, лечение перинатальных поражений нервной системы, далее - наблюдение (по рекомендации специалистов) у психоневролога (невропатолога), психолога. Психоневролог (не путать с психиатром) после осмотра и беседы с родителями определит какое именно обследование (например ЭЭГ (электроэнцефалография), эхоэнцефалография, нейросонография (УЗИ мозга через большой родничок), осмотр окулиста, логопеда-дефектолога, психолога и т.д. необходимо именно вашему ребенку, назначит процедуры и после получения результатов обследования определит нужное воздействие - медикаментозное, помощь психолога, логопеда-дефектолога, рекомендации по организации режима дня и режима питания, необходимость нормализации семейного и школьного микроклимата. Иногда бывает достаточно взглянуть на ситуацию глазами другого человека, специалиста, изменить некоторые ситуации, взаимоотношение с ребенком - и проблема решается достаточно легко. Чаще же необходимо подключение медикаментозной терапии - направленной навыравнивание неравномерности созревания психических функций мозга, коррекцию поведения ребенка - и на этом фоне занятия с психологами, педагогами дают оптимальный результат. В целом - кропотливый труд, анализ индивидуально каждой ситуации, продуманный подбор тактики лечения, желание врача, психолога и родителей максимально улучшить ситуацию даёт положительный результат. Очень много зависит от позиции родителей, которые должны понимать - что с их стороны нужно много усилий, что нет таблеток моментально устраняющих эту проблему, что чем позже они спохватились, тем труднее всё нормализовать.

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 1 год спустя...

Игры для детей с СДВГ

 

"Найди отличие"

 

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

 

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

 

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

 

"Ласковые лапки"

 

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

 

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

 

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 

"Броуновское движение"

 

Цель: развить умение распределять внимание.

 

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

 

"Передай мяч"

 

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

 

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

 

"Запрещенное движение"

 

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

 

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

 

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять". Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

 

"Коршун"

 

Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

 

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.

 

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из "курятника" и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать "цыпленка", который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

 

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...