Перейти к публикации

Развитие и воспитание детей (интересные статьи, факты)


masha_05

Полезные сообщения

Решила создать такую тему, думаю будет всем интересно почитать интересные факты и что то принять для себя

 

Работа по развитию речи ребенка до года.Доречевой

Многие родители новорожденных детей,особенно первенцев, считают, что речь - это функция языка. На самом деле речь - это одна из психических функций человека, которая является результатом согласованной работы многих областей мозга, а также органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата, т. е. языка, челюстей, зубов, губ. При воспитании малыша традиционно почти все внимание родители уделяют своевременному кормлению, прогулкам, организации сна, а вот о речи забывают, считая, что она появится сама собой, и вспоминают только тогда, когда ребенок в два-три года не говорит. Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период.

У человека наряду с различными системами органов есть система органов речи. В ней различают центральный и перифериический отделы. Центральный отдел находится в головном мозге в левом полушарии у правшей и в правом полушарии у левшей. Периферический отдел представлен органами дыхания, голосообразования и органами, воспроизводящими звуки, - это язык, губы, челюсти и зубы. Эти органы называются органами артикуляции. Но прежде чем изложить логопедические рекомендации по развитию речи у детей до года, необходимо коротко познакомить со стадиями развития речи.

Развитие речи до года можно разделить условно на четыре стадии:

Первая - это стадия крика. В крике преобладают гласноподобные звуки и их сочетания: а, о, у, я, уа. Приблизительно на третьей неделе новорожденный должен начать произносить гласноподобные звуки в ответ на разговор и улыбку матери или родных. Эти звуки не такие четкие, как у взрослых, имеют носовой оттенок, и лишь похожи на гласные, отсюда и название «гласноподобные» Произнесение гласноподобных звуков совпадает с определенным уровнем развития зрительного, слухового анализаторов, голосового аппарата и органов речи. К этому времени новорожденный уже должен уметь сосредоточивать взгляд на лицах родных, особенно на лице матери, игрушках, которые демонстрируют взрослые, прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голос матери среди других голосов, а губы и язык, развитые во время сосания, могут принимать артикуляцию гласных звуков. Поэтому вопрос логопеда на приеме в поликлинике в один месяц, что произносит ваш ребенок, не должен вызывать недоумение у родителей. Ребенок в один месяц должен уметь произносить гласноподобные звуки. Длительность периода гласноподобных звуков составляет приблизительно три-четыре недели.

Следующая стадия в развитии речи - это стадия гуления или гуканья. Гуление должно появиться в полтора месяца. Эта стадия характеризуется произнесением отдельных звуков к, г, х и их сочетаниями с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу и т. д. Гуление продолжается до четырех-пяти месяцев. Звуки гуления могут возникать у малыша самостоятельно, например, при рассматривании игрушек, т. е. спонтанно. Но чаще всего, и это очень важно, звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослых с ребенком, т. е. эхолалично. Такое эхолаличное гуление - признак перехода от рефлекторных звуков к коммуникативным т. е. Являться звуками общения ребенка со взрослыми. В три месяца гуление достигает расцвета. В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки гуления постепенно приближаются к речевым звукам: к, г, х.

Стадию гуления сменяет стадия лепета. Для начала лепета характерно произнесение отдельных слогов: мааа, пааа, бааа, тааа, дааа, ля. Стадия лепета самая длительная. Она длится до одиннадцати месяцев. Появление лепета совпадает с изменением положения тела ребенка. Как правило, в шесть - шесть с половиной месяцев нормально развивающиеся дети уже сидят самостоятельно. В это время многие дети кроме грудного молока получают прикорм - творог, овощные и фруктовые пюре, мясо. Объем ротовой полости увеличивается, и создаются благоприятные условия для более разнообразных движений языка. Если в начале стадии лепета ребенок произносит отдельные слоги, то позже у него появляются длинные слоговые цепочки: ма-паба- тя-дя-дя. Расцветом лепета считается так называемая каноническая вокализация, которая приходится на семь - семь с половиной месяцев. Она характеризуется повторением двух одинаковых слогов: ба-ба, дада, ма-ма, ка-ка, га-га и т. д. Это прообразы будущих слов. Дальнейшее развитие лепета также связано с совершенствованием общей моторики. Малыши начинают вставать с помощью взрослых, с опорой, а затем и самостоятельно. Активно развиваются психические процессы, особенно память, возникает общение ребенка со взрослыми с помощью предметно-действенных средств.

В одиннадцать-двенадцать месяцев у ребенка появляются первые слова, имеющие определенное значение, - это стадия первых слов. Активный словарь годовалого ребенка должен насчитывать от десяти до двадцати - двадцати пяти слов. Он содержит правильно произносимые слова, лепетные слова, частично произносимые слова, звукоподражания. Правильно произносимые слова: мама, папа, баба, дядя, ляля, но возможны и другие слова. Как правило, первые слова состоят из двух одинаковых слогов. При произнесении этих слов годовалый малыш должен произнести только два слога с соблюдением правильного ударения. Если ребенок будет произносить не два слога, а больше, то это будет слоговая цепочка, а не слово. Неправильно поставленное ударение говорит о неосознанности значения слова. Лепетные слова: кака, бах, бух, боба, ам-ам, ням-ням, кока (яйцо), кх - кошка и все мягкое и пушистое. Лепетные слова могут долго задерживаться в речи ребенка.

Слова не полностью произносимые: зя (нельзя), ди (иди, уйди), да или дада (дай), ки (киса), па (упал). Звукоподражания - это звуки, которые издают птицы, животные, предметы техники. Примеры звукоподражаний: ку-ку, ав-ав, га-га, мау (мяу), би-би (машина), бе (блеяние барана), ме (крик козы), му (мычание коровы).

Что же надо делать, чтобы словарь годовалого малыша соответствовал норме? Иначе говоря, в чем заключается работа родителей по развитию речи у ребенка до года? Работа по развитию речи тесно связана с сенсорным развитием, одно без другого невозможно. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Через органы зрения, слуха и кожу в мозг ребенка поступает различная информация о предметах, звуках и ощущениях окружающего мира. В результате усвоения этой информации мозгом ребенка в нем зарождается мотивация речи, т. е. желание сказать. И чем шире информация об окружающем мире, тем больше у ребенка будет желание говорить. Поэтому работу по развитию речи надо начинать с развития зрительного, слухового и тактильного анализатора, т. е. зрения, слуха и кожных ощущений, причем с первых дней нахождения новорожденного дома. Для развития зрения необходимо делать так, чтобы взгляд малыша всегда был устремлен не на белый потолок или коврик перед кроваткой, а на предметы ярких теплых оттенков. Такими предметами могут быть игрушки, воздушные шарики, яркая одежда мамы. Для развития слуха нужно давать слушать звуки погремушек, колокольчиков, музыкальных инструментов: бубна, губной гармошки, дудочки, а также магнитофонные записи. Для развития тактильных ощущений рекомендуется вкладывать в руки погремушки и игрушки, сделанные из разных материалов. Но особенно важно уже в этот период эмоционально-речевое общение малыша с матерью, которое заключается в проговаривании мамой тех звуков, которые умеет произносить малыш.

Вспомним, что первая стадия речевого развития - произнесение гласно-подобных звуков. Поэтому мама должна произносить гласно-подобные звуки: а, и, у и сочетания из этих звуков: ау, иа, уа. При этом маме следует соблюдать определенные правила: необходимо наклониться над лицом ребенка, чтобы он видел положение губ, движения языка, чувствовал воздушную струю изо рта мамы. Важно и выражение лица мамы, доброе, ласковое. Звуки произносят длительно, четко, с разной интонацией. И тогда малыш, подражая взрослому, будет пытаться повторять за ним. С полутора месяцев, это время появления гуления, к произнесению гласно-подобных звуков при общении с малышом взрослые должны добавить звуки гуления: гу, гы, агу, гы, кхы, не забывая о соблюдении правил общения. С трех месяцев к работе по развитию зрения, слуха, тактильных ощущений и речевого общения присоединяется массаж и гимнастика для пальчиков кистей рук, гимнастика для большого пальца, а также массаж стоп и ушей. Массаж для большого пальца кисти руки. Он проводится поочередно на обеих руках.

• Растирать по бокам большой палец. Движения выполнять вверх, вниз.

• Растирать любым пальцем по часовой стрелке:

- подушку большого пальца;

- сустав большого пальца, задевая при этом ногтевое ложе.

• Осторожно отвести большой палец в сторону и постучать по боковой поверхности указательного пальца. Упражнение называется «постучать молоточком».

• Растирать любым пальцем основание большого пальца. Упражнения выполнять 10 - 20раз. Массаж ушей. Можно выполнять одновременно на обоих ушах:

- Растирать мочки ушей между большим и указательным пальцами. Мочки ушей являются проекцией головного мозга;

- Растирать кожные складки, идущие вдоль хряща ушных раковин, большим и указательным пальцами, не задевая при этом верхнюю часть уха. Кожные складки являются проекцией спинного мозга.

В три месяца происходит активное развитие хватательной функции рук. Это очень важный момент, на который следует обратить внимание. Маме следует учить ребенка брать игрушки левой и правой рукой, перекладывать из руки в руку, ощупывать игрушки, бросать их и поднимать. Именно хватательные движения подготавливают руку к освоению мелкой моторики пальцев рук. Рекомендуется давать в руки подушечки, сшитые из тканей разной структуры, деревянные, пластмассовые колесики от пирамидок, грецкие орехи, шарики. Эмоционально-речевое общение включает приветливую улыбку, ласковый разговор, сопровождаемый тормошением, обращением по имени. В разговоре с ребенком употреблять гу, кы, кхы, гы и начинать произносить слоги: ма, па, ба, дя... В возрасте с пяти до девяти месяцев продолжать показ игрушек, но начать знакомство уже с их названиями и звукоподражательными словами. При схватывании у малыша появляется попытка взять мелкие предметы: оторвать пуговицы с маминого халата, подобрать крошку с пеленки. Ребенку требуется более широкое эмоционально-речевое общение. Учите малыша прислушиваться к окружающим звукам, обозначайте эти звуки звуками речи: водичка капает: « Кап-кап», холодильник загудел: у-у-у, машинка едет: би-би. Учите малыша выполнять ваши просьбы: «Иди ко мне», «На», «Дай мне мишку», «Покажи», «Положи». Учите упражнения артикуляционной гимнастики: болтушку, цокот. Читайте стихи.

 

Пять месяцев - это стадия лепета, взрослым следует произносить слоги, цепочки из двух слогов: га-га, ба-ба, ка-ка, та-та, ля-ля, слова подражания голосам животных и птиц: га-га, ме, бе, ко-ко, пи-пи. С девяти-десяти месяцев предлагайте ребенку для развития мелкой моторики рисовать пальчиком на запотевшем зеркале, в пальчиковом бассейне, т. е. емкости, наполненной фасолью или горохом, доставать различные мелкие предметы. Научите ребенка надувать щеки, вытягивать губы в трубочку, широко открывать рот, показывать зубы, высовывать язык. Играйте с ребенком в «Сороку», «Ладушки», «Тю-тю», «Ку-ку», пойте песни, читайте стихи. При эмоционально речевом общении побуждайте ребенка повторять за вами звуки, слоги, слова. Таковы общие рекомендации логопеда по развитию речи у ребенка до года. Помните, что лишь многократное повторение мамой и взрослыми, окружающими ребенка, звуков, слогов, лепетных слов и побуждение к разговору приводит к желаемому результату. Выполнение этих рекомендаций правильного речевого воспитания - самая хорошая профилактика речевых расстройств. Она избавит родителей и ребенка от тревог, переживаний, связанных с недостатками речи.

Изменено пользователем masha_05
  • Нравится 7
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

masha_05, хорошая статья, спасибо

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

Добавлю небольшую статью в продолжение темы развития речи:

 

Ссылки скрыты.

Мамы и папы, бабушки и дедушки испытывают умиление, когда малыш начинает лепетать. Проходит время, родители замечают, что речь ребёнка понятна только им. И сразу начинают паниковать, искать хорошего логопеда или использовать тысячи рекомендаций из серии «кто-то сказал». Давайте всё же разберёмся, почему ребёнок не выговapивает «р» и как ему помочь без особого труда освоить этот неуловимый звук.

 

Как и во всех процессах развития ребенка, в процессе формирования речи существует определенный график. Первый этап становления речи – 2-3 года. Если в этот период буква «р» не подчиняется, то не стоит бить тревогу. Это всего лишь подготовительный этап. Он не требует дополнительного вмешательства логопеда. Достаточно регулярной артикуляционной гимнастики в игровой форме. А вот если ребенку 5-6 лет и он по-прежнему не выговаривает «р», то необходимо посетить специалиста.

 

На приеме логопед обнаружит проблему, из-за которой звук не удается произнести. Даже по звучанию речи можно определить разнообразие ошибок. Некоторые дети заменяют букву «р» на другую, чаще всего на «л». Другие дети произносят «р» не во всех словах, а чаще всего в середине слова и проглатывают её на окончаниях. Если ребенок произносит букву «р» с помощью гортани, причиной неправильного произношения может быть слабо развитый дыхательный или артикуляционный аппарат. Родителям стоит знать, что посещение логопеда, в первую очередь, должно исключить серьезную патологию – дизартрию. Неправильное произношение буквы «р» может являться ее признаком.

 

Но вернемся к первоначальному этапу становления речи, на котором произношение можно исправить несложной артикуляционной гимнастикой.

 

Перед тем как мы приступим к описанию игры-занятия, давайте уточним некоторые моменты:

 

1. Мамы спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать буквы?» Стоит помнить, что произносим мы звук. А вот пишем букву. Изначально не стоит путать малыша просьбами произнести букву «р». Это поможет в последующем не путаться и грамотно отличать звук и букву.

2. Занятия с малышом всегда должны быть ему интересны. Поэтому если какие-то упражнения ему не нравятся, не надо настаивать. Можно попробовать повторить их позже.

3. Большое значение имеет регулярность тренировок. Постарайтесь ежедневно находить время для занятий.

 

Приступаем к играм-занятиям...

 

• «Цоканье»

Предложите малышу отправиться вместе с вами в путешествие на конях. Поочередно «присасывая» и отрывая язык от неба, подражайте цокоту копыт. Устройте соревнование – кто громче цокает или кто быстрее скачет (ускорьте тем цоканья).

 

• «Кучер»

Лошадка скачет быстро-быстро! Давай остановим лошадку? Чтобы остановить лошадку, надо сказать «тпру». Давай попробуем! От губного «р» губы вибрируют. Ну а теперь поскакали дальше (повторяем упражнение «Цоканье»).

 

• «Индюк»

Мы скакали-скакали-скакали. Смотри! Вот птичий двор. Какие птицы живут на птичьем дворе? Обязательно выслушайте предположения малыша. Да, действительно, тут куры, утки, гуси. А еще большой индюк! И он говорит вот так! Показываем малышу образец – быстро выбрасываем язык между зубами и губами, звук похож на «бл-бл-бл». Обратитесь к малышу, предложите попробовать сделать так же.

 

• «Прыжки»

Перед выполнением этого упражнения вымойте руки. Встаньте перед зеркалом и продолжите сказку. Мы гуляли по двору, а вот теперь давай зайдем в дом. Открой шире ротик-домик. А кто живет в домике? Правильно! Язычок. Давай найдем пол и потолок в нашем домике (малыш показывает пальцем). А теперь найди на потолке диванчики (термин «альвеолы» не подойдет для объяснения нахождения бугорков за зубами). А теперь пусть веселый язычок попрыгает от диванчиков на потолке до пола и обратно! Обратите внимание ребенка – язык находится на «диванчиках», а не на зубах.

 

• «Ветер»

Пока мы были далеко-далеко, поднялся сильный ветер! Покажите ребенку пример – растяните губы в полуулыбке, поставьте язык на «диванчики» и резко подуйте. Можете добавить элемент игры – дуть на листочек, на облачко-ватку. Чем сильнее поток выдыхаемого воздуха, тем сильнее вибрирует язык, получается глухой звук, похожий на «ТРРРРРР». Если вместо этого звука получается шипение, значит, язык убежал с «диванчика» и надо вернуть его на место. Погоняйте ватки – облачка. Победителем будет тот, чья ватка улетит дальше.

 

Придумывайте новый сюжет упражнений, чтобы малышу не надоедало. Так же, дополнительно к артикуляционной гимнастике, можно ежедневно несколько раз показывать картинки с животными, предметами, в названии которых есть «р». Устраивайте состязания – кто дотянется до кончика носа языком, быстрее коснется им подбородка. Налейте в тарелочку сок или молоко, поиграйте в котят, пусть победителем будет тот, в чьей миске молоко будет вылакано быстрее. Сочиняйте вместе «рычащие» сказки и «рычащие» поговорки. В разговорной речи акцентируйте внимание на звуке «р», но старайтесь делать это ненавязчиво.

 

Надеемся, эти простые советы вам понравятся и помогут. Главное, терпение и регулярность. Все получится!

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня Назар начал говорить звук "р" у бабушки с дедушкой. На шкафу у дедушки стоит орёл, вот он постоянно и спрашивал что это за птичка. А получилось в слове тряпка. Как только получилось, так он каждый день говорил слова с буквой "р" и хвастался, что у него получается)

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

ГИД ПО ИГРУШКАМ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

 

0 – 3 месяца.

1. Погремушки, подвески, подвесная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой (мобиль).

2. Флажок.

3. Различные мячи.

4. Тряпичный браслетик с бубенчиком.

5. Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малыша (серия «Happy baby», «Классика для малышей», «Волшебные голоса природы»)

 

3 – 6 месяцев.

(добавляются к предыдущим)

1. Кольца-прорезыватели.

2. Шарики (резиновые, пластмассовые, деревянные).

3. Игрушки образные пластизолевые, озвученные.

4. Волчок.

5. Неваляшка.

6. Забавные маски.

7. Игрушка с подвижными частями и мелодией (музыкальная шкатулка).

8. Мягкий моющийся коврик.

9. Яркие большие образные игрушки.

10. Колокольчик

 

6 – 9 месяцев.

(добавляются к предыдущим)

1. Гибкая кукла.

2. Мягкие книжки-картинки.

3. Активный игровой центр.

4. Специальные доски вкладыши с ручками

5. Набор для игры с водой.

6. Прозрачные игрушки-погремушки, заполненные разноцветными шариками.

7. Мягкие игрушки с шариковым наполнителем.

8. Игрушка с выскакивающим сюрпризом.

9. Мисочка для вкладывания шариков.

10. Фигурки животных средних размеров.

 

9 – 12 месяцев

1. Пирамидка с большими отверстиями в кольцах.

2. Подставка с комплектом втулочек или грибочков.

3. Крупная кукольная посуда: чашки, миски, тарелки, кастрюли.

4. Устойчивые деревянные или пластмассовые машинки.

5. Тележки деревянные, пластмассовые.

6. Заводные игрушки.

7. Цилиндрические и прямоугольные игрушки-гнезда.

8. Крупный строительный набор.

9. Логический куб, игрушки с различными прорезями.

10. Металлофон.

11. Кукла с подвижными частями тела.

12. Кукла-перчатка.

13. Коробочки с крышками.

14. Игрушка-качалка, на которой можно сидеть (лошадка, слоник).

15. Качели.

16. Барабан.

17. Скат с шариками.

18. Гвозди-перевертыши с молоточком («стучалка»).

 

1 – 1,5 года

1. Пирамидка с кольцами равной величины.

2. Пирамида с кольцами двух контрастных размеров.

3. Коробка с отверстиями в виде квадрата и круга и соответствующими объемными вкладышами.

4. Матрешка одноместная, двуместная неокрашенная и окрашенная.

5. Шароброс с шарами двух размеров.

6. Столик одноцветный с втулочками соответствующего цвета.

7. Кубы-вкладыши (2-3 местные).

8. Столики двуцветные, трехцветные, четырехцветные с втулочками.

9. Лоток с шарами 4 основных цветов.

10. Специальные легкие мобили для выработки речевого дыхания.

11. Крупные деревянные пазлы из 4-5 частей.

12. Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки).

13. Кукла с волосами.

14. Кукла-голыш

15. Кукольная кроватка.

16. Кукольные пастельные принадлежности.

17. Посуда: кухонная, столовая, чайная.

18. Утюг

19. Телефон.

20. Игрушки-животные.

21. Машина легковая, грузовая, автобус.

22. Лодочка.

23. Строительный набор: кубики, кирпичики, пластины из дерева, окрашенные в основные цвета.

24. Пастель, мелки, карандаши, фломастеры.

25. Книжки с картинками.

26. Книжки с короткими стихотворениями для детей.

27. Составные игрушки из 2-3 частей.

 

От 1,5 до 2 лет.

(добавляются к предыдущим)

1. Пирамидка трех и пяти контрастных размеров.

2. Мозаика геометрическая .

3. Пластмассовые или деревянные фигурки (людей и животных) для игр с мелким строительным материалом.

4. «Сложи квадрат» I уровень (игры Никитина)

5. Крупная мебель.

6. Коляска.

7. Качели.

8. Набор резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм.

9. Трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочкой (игра «Салют»).

10. Лото, парные картинки.

11. Разрезные картинки из 2-х частей.

12. Крупные деревянные бусы для нанизывания.

13. Различные шнуровки.

14. Наборы для ролевых игр («Инструменты», «Доктор», «Парикмахерская» и др.)

15. Игрушечный набор «Семья».

16. Кегли, городки детские.

17. Крупные простые пазлы.

18. Кисти, нетоксичные краски.

19. Набор для игры с песком.

 

От 2 до 3 лет.

1. Пирамидки с кольцами 2, 3, 4, 5 контрастных размеров.

2. Трехместные матрешки.

3. Столик четырехцветный, пяти- и шестицветный с втулочками соответствующего цвета.

4. Лоток с шарами (6 цветов).

5. «Сложи квадрат» II уровень (игры Никитина)

6. Кубики с предметными картинками.

7. Модель дома.

8. Специальные наборы: «Ферма», «Городок», «Транспорт».

9. Конструктор типа «Техно», «Механик».

10. Кубики Зайцева для обучения чтению.

11. Набор кукол для театра.

12. Одежда для кукол по сезону.

13. Карнавальные шапочки, полумаски.

14. Игрушечные часы.

15. Составные игрушки из 3 частей и более.

16. Разрезные картинки из 4 частей.

17. Лото «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Животные».

18. Ножницы с тупыми концами.

19. Губная гармошка.

20. Металлофон, ксилофон, игрушечное пианино.

21. Крупный и мелкий строитель.

22. Кирпичики в тележке деревянные, окрашенные в основные цвета.

23. Пазлы картонные.

  • Нравится 4
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

Отличные статьи.Спасибо,девочки)

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 4 недели спустя...

Всем привет!Статей прочитала много,но хочу,чтобы кто-то поделился опытом!Как ведут себя днем ваши малыши?Сколько уеладываете спать,олько бодрствуют между снами,как долго спят?Мой спит днем попол часа,чтобы спал дальше надо брать и еще прикачивать,не знаю проблема ли это,или нет,как вы считаете,или это нормально?

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

allusikk, привет!Моя по-разному ведёт себя,если не капризничает,то всё более-менее по режиму.Утром подъем в 6,час веселимся на кровати со мной,ползать пытаемся,грызём что под рукой окажется,в 7 кушает.Дальше от настроения и погоды,но в целом есть ещё один сон до следующего кормления (до 10 час)-минут 40,час.Днём с 11 до 13 спит по 30-40 минут ещё раз,если вообще спит.После 14-15 час. приучаю к долгому сну,может заснуть на 2,5 часа. И вечерком с 19 до 20 может поспать.В 20-20.30 купание,кушание и спать на ночь.Иногда днём вообще не спит,тогда вечером капризы ужас.Когда не спит и не ест и не на руках моих,то играется либо сама с игрухами,либо наблюдает за мной лежит с игрухой во рту,либо мы играем вместе.Спит со мной,редко когда мне удаётся уползти от неё,обычно караулю сон её.Засыпает только на груди,очень редко сама на улице.Последний месяц с засыпанием вообще кошмар,хочет,но не спит,аж до истерик.

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

♡Солнечный Зайчик♡, спасибо!Мой на улице месяц уже как не спит,днем по пол часа,если еще пол часа качаю,может уснуть на пол часа-час.А эти два дня еще и кошмар с кормлением с бутылки,он на ИВ,как видит бутылку,кричит,плачет,удастся вставить - ест,нет,плачет,не знаю,что случилось,раньше все было нормально?!Может пробовать не кормить,захочет,сам возьмет,так сколько же времени может пройти?Ну кормить с истертупит тоже не выход,как быть не знаю?

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы на СВ,с кормлением тоже бывает кошмар-то от груди отворачиваетя,то выплёвывает бутылочку и в слёзы.Думаю,это кризисы развития.Погугли в инете,я с телефона,не удобно,-кризисы развития ребёнка по неделям.Там пишут,когда скачет роста происходит как в физическом,так и в психическом плане,деть начинает вот так себя вести,ну или хуже)))А кормить же надо по часам смесью,у нас если позже на полчаса-час (если грудь не ела перед смесью) кормление-вообще ор стоит.

У нас тоже ..опа с засыпанием днём,уже я истерить иногда начинаю.

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

♡Солнечный Зайчик♡, и не говори! Я про кризисы тоже читала. Иногда кормлю, не ест, жду, опять не ест, потом меня уже накрывает, хнычет, есть то хочет, а что не так не известно, поест и все нормально, я порой психовать начинаю, а потом ругаю себя за это! У вас зубы есть? У нас когда первый прорезался полтора дня ужас был!!! Я его только качать, а он в такой крик! Догадалась, что это зубы только когда увидела, может и теперь верхние лезут?

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

allusikk, зубов нет, высматриваю,думала, тоже в них причина.Но нет.

Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...
КАК ИГРАТЬ С МАЛЫШОМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 24 МЕСЯЦЕВ

 

С помощью игры дети познают и постигают мир, в котором они живут. Они приобретают опыт, идя путем проб и ошибок. Успех и неудачи на этом пути помогают им в дальнейшем в решении новых проблем. Развивается умение сосредотачиваться. Дети фантазируют, творят, систематизируют и погружаются в мир идей – в общем, они учатся.

ОТ 0 ДО 3 МЕСЯЦЕВ

 

Как можно чаще смотрите на малыша и разговаривайте с ним. Особенно это необходимо во время кормления. Ничто так не стимулирует его, как лица людей и их голоса. Старайтесь находиться на расстоянии приблизительно 25 - 30 см от лица ребенка, чтобы он мог четко вас видеть. Он любит, чтобы бы пели ему колыбельные, когда он лежит в своей кроватке.

 

Чаще держите малыша на руках, ритмично покачивая его. Благодаря этому, он будет чувствовать себя так же комфортно, как животике у мамы.

 

После купания делайте малышу массаж всего тела с маслом.

 

Каждый раз при смене подгузников сгибайте его ручки и ножки.

 

Предлагайте ему то, что будет стимулировать его жажду познания: смотреть, слушать, обонять и осязать.

 

Много улыбайтесь малышу. Со второго месяца начните слегка щекотать его. Сначала ваш ребенок будет улыбаться, только когда ему хорошо, но к концу третьего месяца он начнет улыбаться уже при виде вашей улыбки.

 

ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

 

Говорите с ним много и медленно. Время от времени меняйте тон голоса и выдерживайте паузы, чтобы малыш мог выразить свою реакцию. Это поможет маленькому развить свои речевые навыки.

 

Используйте момент переодевания чтобы сделать гимнастику для рук и ног малыша. Помогите ему перевернуться на живот или на спину.

 

Каждый день ненадолго кладите его на игровой коврик или на пол. Здесь малыш сможет играть с различными фигурками, пытаясь дотронуться до них ножками. Кладите его на живот, чтобы малыш пытался поднимать голову и смотреть на фигурки - это поможет укрепить мышцы шеи. Поглаживайте его и слегка щекочите.

 

Поощряйте стремление ребенка к познанию предметов путем прикосновения; давайте ему потрогать предметы разной текстуры: твердые, мягкие, грубые, холодные, теплые... Продолжайте стимулировать его органы чувств с помощью разных цветов, звуков...

 

ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

 

Дайте ему листы бумаги, чтобы он мог ими хрустеть. Ребенку это нравится и развивает его психомоторику. Вы должны следить за тем, чтобы он не брал бумагу в рот.

 

Стимулирующее действие оказывают предметы, издающие звуки. Он обожает стучать пластмассовой ложкой по старой металлической кастрюле. Бросайте ему мяч и просите малыша отбить его вам обратно.

 

Разрешайте ему вставать и опираться о мебель. Уберите все вещи из ящиков и с полок. Малыш будет получать массу удовольствия от такой активности.

 

Научите его играть в «ладушки, ладушки» для улучшения его координации движений. Эта игра идеально подходит для данного возрастного этапа.

 

Наденьте ему на ногу носок и попросите малыша снять его. Эта игра поможет развить психомоторику ребенка. Играйте, пряча какой-то предмет за подушкой малыша, а затем снова показывая ему этот предмет.

 

С девятого месяца, начинаются гонки на четвереньках.

 

Сходите с малышом в зоопарк на выходные. Ему очень нравится наблюдать за животными.

 

Постройте туннель из большой картонной коробки и полазайте с ним сквозь него. Самостоятельное передвижение мотивирует ребенка и стимулирует развитие навыков решения проблем.

 

ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

 

Приготовьте коробки с безопасными игрушками и предметами для изучения их содержимого.

 

Ползайте вместе с ним для укрепления мускулатуры малыша.

 

Бегайте вместе с ним наперегонки: «Кто первый добежит до игрушки».

 

Бросайте мяч и просите ребенка принести его вам. Ему это очень нравится.

 

Когда вы берете в руки чашку, обязательно одновременно давайте чашку малышу, побуждая его повторять за вами движения и учиться из неё пить.

 

Организуйте игры, подразумевающие обмен («взять и отдать»). Они будут стимулировать его разностороннее развитие: физическое, коммуникативное и т.д.

 

Давайте ребенку предметы разных размеров, текстуры и цвета для развития органов чувств.

 

Читайте ему сказки. Желательно, чтобы книжки были довольно прочными и страницы не рвались при перелистывании. Привычка читать поможет малышу расслабиться перед сном.

 

ОТ 12 ДО 24 МЕСЯЦЕВ

 

Играйте в прятки, поскольку это лучше всего стимулирует развитие ребенка на данном этапе. Он приходит в восторг, когда люди исчезают и вновь появляются.

 

Играйте в игры с куклами, натягиванием носков и разукрашенными пальцами.

 

Подбирайте ему говорящие и подвижные игрушки. Разыгрывайте небольшие представления, побуждающие ребенка говорить.

 

Давайте ребенку барабаны, музыкальные шкатулки и простые музыкальные инструменты. Ему нравится бить в барабан - это дает выход его энергии. Музыка побуждает ребенка танцевать и кружиться.

 

Познакомьте вашего ребенка с миром книг и сказок. Ему понравится слушать их и переворачивать страницы. Книжки-раскладушки со вклеенными окошками и сюрпризами окажут более сильное впечатление. Чтение книг и сказок должно быть регулярным, поскольку для ребенка это магический момент, который укрепит ваши взаимоотношения и поможет ему расслабиться.

 

 

Дайте ребенку кисти и краски для рисования и наклейки для развития его творческих способностей.

 

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

 

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

 

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

 

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

 

Календарь кризисов ребёнка

 

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

 

Различают несколько возрастных кризисов:

 

кризис одного года;

кризис 2-х лет;

кризис 3-х лет;

кризис 6-8 лет.

 

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

 

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

 

Лактационные кризисы

 

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

 

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

 

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

 

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

 

Кризис первого года жизни малыша

 

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

 

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

 

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

 

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

 

Как пережить кризис двух лет у малыша?

 

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

 

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

 

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

 

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

 

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

 

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

 

Трехлетний кризис малыша

 

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

 

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

 

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

 

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

 

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

 

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

 

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

 

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

 

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет. Если малыш чувствует себя одиноко, ему не с кем поделиться своими мыслями, эмоциями, предположениями, то эти факторы могут спровоцировать различные кризисные проявления, а именно, капризность, истеричность. Ребенок будет стараться всеми мыслимыми и немыслимыми способами привлечь к себе внимание.

 

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

 

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

 

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

 

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

 

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

 

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

 

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

 

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

 

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

 

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

 

Для мам

 

Замечено, что дети, чьи родители увлекались их ранним развитием, блистают в саду и в младших классах школы, но затем резко сдают позиции в учебе.

 

А все потому, что системы раннего развития стимулируют зоны левого полушария мозга, которые отвечают за логику и абстрактное мышление и формируются позже.

 

У маленьких же детей должно формироваться правое полушарие, где расположены зоны, связанные с эмоциями, интуитивно-образным мышлением, творчеством.

Малышу свойственно постигать мир при помощи чувств и фантазии, а не раскладывать информацию по полочкам.

И если с крохой начинают с первых месяцев жизни интенсивно заниматься чтением, счетом, логикой в ущерб эмоциональному развитию, левое полушарие начинает интенсивно развиваться, подавляя при этом нормальное развитие правого.

А при неразвитом правом полушарии ребенок будет просто умело манипулировать буквами, цифрами, нотами, но сам никогда ничего не создаст, не станет творческой личностью!!!

 

 

Природой не предусмотрено, чтобы грудные дети рассматривали карточки и кубики. У них есть дела поважнее: познавать возможности своего тела, исследовать окружающий мир, рассматривая, ощупывая и пробуя на зуб все, что им попадется на пути!

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 3 месяца спустя...

100 КНИГ, КОТОРЫЕ СТОИТ ПРОЧЕСТЬ РЕБЕНКУ, ПОКА ОН НЕ НАУЧИЛСЯ ЧИТАТЬ.

 

Пушкин хорошо и правильно сказал: «Чтение — вот лучшее учение!». А если говорить о чтении детям, то это еще и способ скоротать скучную дорогу, и развлечение, и общение, и развитие фантазии, и возможность привить ребенку хороший вкус и еще много чего.

AdMe.ru публикует отличный список книг с советами что, как и когда читать своим малышам.

 

От 0 до 2 лет

 

Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, малыш учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

Как читать?

  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

 

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

 

Литература:

  • Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
  • Аронзон Л. «Кому что снится»
  • Барто А. «Игрушки»
  • Бергельсон А. «Ура для комара»
  • Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
  • Благинина Е. «Стихи для детей»
  • Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
  • Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
  • Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
  • Майер Н. «Лесные жители»
  • Маршак С. «Детки в клетке»
  • Мошковская Э. «Зоопарк»
  • Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
  • Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
  • «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
  • Степанов В. «Как живете? Что жуете?»
  • Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
  • Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
  • Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
  • Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

 

 

От 2 до 4 лет

 

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. Самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению.

Как читать?

  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

 

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4-12 строк) и стихотворные загадки.

 

Литература:

  • Андерсен Г. Х. "Дюймовочка","Огниво«, «Сказка о стойком оловянном солдатике»
  • Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
  • Даль В. «Старик-годовик»
  • Дональдсон Д. «Груффало»
  • Ершов П. «Конек-Горбунок»
  • Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
  • Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
  • Левин В. «Глупая лошадь»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
  • Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
  • Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
  • Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
  • Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
  • Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
  • Сеф Р. «Кто на кого похож»
  • Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал „мяу“?»
  • Толстой Л. «Сказки и рассказы»
  • Тувим А. «Азбука», «Где очки»
  • Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
  • Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
  • Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
  • Яснов М. «Собиратель сосулек», «Вышел зайчик погулять»

 

 

От 4 до 6 лет

 

Если ребенок до сих пор не полюбил читать — это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

Как читать?

  • Ребенок уже хорошо воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
  • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
  • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет побудить желание ребенка научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.

 

Что читать?

  • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
  • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
  • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
  • Обучающие пособия для подготовки к школе.
  • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

 

Литература:

  • Бажов В. «Серебряное копытце»
  • Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
  • Бианки В. «Рассказы о животных»
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Воронкова Л. «Девочка из города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
  • Гэллико П. «Томасина»
  • Доктор Сьюз «Сказки»
  • Зощенко М. «Леля и Минька»
  • Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
  • Крылов И. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
  • Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  • Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
  • Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Сказки народов мира
  • Носов Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
  • Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
  • Остер Г. «Котенок по имени Гав и другие истории»
  • Пришвин М. «Лесной хозяин»
  • Пушкин А. «Сказки»
  • Распе Р. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
  • Романова Н. «Муравей Красная Точка»
  • Русские народные былины
  • Толстой А. «Приключения Буратино»
  • Уайлд О. «Звездный мальчик»
  • Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
  • Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чаплина В. «Кинули»

7 лет

 

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

Как читать?

  • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
  • Читайте сказки и басни по ролям.
  • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
  • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

 

Что читать?

  • Детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.

 

Литература:

  • Адамс Р. «Обитатели холмов»
  • Барри Дж. «Питер Пэн»
  • Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
  • Грэм К. «Ветер в ивах»
  • Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
  • Даррелл Дж. «Моя семья и другие звери»
  • Диккенс Д. «Истории для детей»
  • Драгунский В. «Денискины рассказы»
  • Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
  • Крюс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех», «Мой прадедушка, герои и я»
  • Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
  • Легенды и мифы Древней Греции
  • Лондон Дж. «Белый клык»
  • Льюис К. «Хроники Нарнии»
  • Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Олеша Ю. «Три толстяка»
  • Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
  • Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
  • Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
  • Таск С.Э. Тайна рыжего кота
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
  • Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
  • Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
  • Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

 

Смотрите также:

20 книг, которые родители должны прочитать детям, прежде чем те вырастут

20 книг, которые стоит читать детям на ночь

Источник:

Я happy mama

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • 2 недели спустя...

12 ИГРУШЕК, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАЗВИВАЮТ

 

Сколько замечательных, разнообразных, удивительных игр и пособий придумали и выпустили. Заходишь в магазин – и глаза разбегаются. Пообщаешься с другими родителями – и хочется бежать за новыми покупками.

Какие-то пособия более эффективны, какие-то менее.

 

Мы хотим рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах.

 

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

Как ни странно, но пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Только вот задача, пирамидка должна быть правильной:

- у нее должен быть стержень – палочка, а не конус

(дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно)

- дырочка в колечках должна быть одинаковой

(есть такие пирамидки, когда у больших колец – очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь)

- устойчивое основание

(т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки)

- лучше всего, если все колечки одного цвета

(потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип)

С помощью пирамидки самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки

Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше

И только потом научим принципу сортировки: сначала самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку

А кроме того, можно считать, сравнивать с другими предметами (большому мишке – большое печенье –колечко, а маленькому мишутке – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

 

2. Матрешка (1год – 4 года)

Матрешка продолжает идею пирамидки, но и позволяет на новом уровне ощутить понятие больше – меньше. Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

Первые манипуляции может с удовольствием выполнять самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и 4 летке актуально

 

3. Вкладыши Монтессори (1 года – 6 лет)

На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что то, что в нем фигуры не отличаются по цвету, и не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.

Но что же делать с пособием после того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш? Что делать с подросшими детьми?

Теперь мы закрываем глазки и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры.

А кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для ручки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

Ну, и кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

 

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

Разве это развивающее пособие? Еще какое! Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.

Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

 

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))

Думаю, теперь понятно, что нужна и посуда. Дело в том, что для самого маленького ребенка процесс еды – очень значительное место в жизни занимает. Чувства голода и насыщение потом – очень сильные, яркие и важные ощущения. Да и много времени на это уходит. Так что и игры в это – очень нужны и важны.

Но не только начало сюжетной игры в кормлении. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудкой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включатся сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое-то время начнут получатся и более сложные продукты.

Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелки), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложит по 2 ягодки на тарелку, сколько всего ягодок нам нужно).

Игры с посудой и творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

 

6. Разные мячики (1 год и без ограничения)

Самые разные мячики от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и развитие физическое (множество разных навыков), и мышление можно и нужно включать (сравнения, классификации, функции, задачи и т.п.)

 

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))

Самые обычные блоки: кирпички, призмы, цилиндры. Сначала – это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать стол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

Сами детали – отлично пособие для развития мышления: а найди мне детальку, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, то есть, положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. Если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша

А потом начинаются миры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего-то – немного фантазии, опыта и деревянные детали.

С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия опять же, симметрия и т.п.

 

8. «Сложи узор» Б.П. Никитина (1.5 года – 6 лет)

Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Идея почерпнута им у американского психолога Коса (Kohs Block Design Test), развита и скорректирована.

Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление ребенка, аналитико-синтетическое мышление, воображение. Начинать можно с самыми маленькими, постепенно переходя от более простых к более сложным заданиям.

 

9. «Сложи квадрат» Б.П. Никитина (3 года – 6 лет)

 

И снова авторская игра Бориса Павловича. Очень простая внешне, но скрывающая в себе значительный потенциал. Способствует формированию образов геометрических фигур, развитию пространственного воображения, математических и творческих способностей, логического мышления.

Постепенно переходя от квадрата к квадрату, от уровня к уровню, мы позволяем ребенку продвигаться дальше и дальше в своем развитии.

 

10. «Кубики для всех» Б.П. Никитина (4 года – без ограничения)

Сложное пособие. Многие родители пасуют перед ним. И совершенно зря :) Игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами. Ведь дело приходится иметь с объемными фигурами. Это новая ступенька мышления и абстрагирования. Умение комбинировать эти кубики значительно сложнее обычной игры с конструктором, и развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению. Начинаем с самого простого. Да и использовать фигурки для построений в играх тоже полезно. И постепенно двигаемся дальше. Ведь игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать план, карту, чертеж.

 

11. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

 

Зверушки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно с помощью взрослых), и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.

Это не только игра как таковая, фигурки - еще и пособие для развития. Ведь это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что-то про них, называем их «части» хвосты-копыта-рога-хоботы-горбы. Можем играть с классификацией – кто у нас бегает, летает, плавает. Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Тренировать мышления, придумывая загадки – описания и т.п. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

 

12. Магнитная азбука (3 года – 5-6 лет)

Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но как показывает опыт, удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Дело в том, что буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом, при письме, им будет проще его изобразить.

 

Замечательных вам игр и радостного, разумного развития

 

Автор - Анна Андреева, методист, педагог высшей категории, мама трех детей.

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
×
×
  • Создать...