Перейти к публикации

Полезные сообщения

  • Ответы 12,7 тыс.
  • Создано
  • Последний ответ

Лучшие авторы в этой теме

БЕЗРЕЧИЕ НЕ АЛАЛИЯ?!

Дорогие родители «безречевых» деток, заметка для вас. Простите, стиль грубоват. Весьма. Потому как задрало чувствовать себя дельфийским оракулом, раз за разом пересказывая вам учебники логопедии и неврологии, которых некоторые горе-специалисты, видимо, не читали.

Итак, у ребенка отсутствует речь. Совсем. Ну как максимум – вокализации (возгласы типа а-а, и-и) и лепетные слова (аф-аф это собака, ням-ням это еда и т.д.). Родители идут к логопеду, и тот им так с порога: «Не говорит? Алалия!». Это – хреновый логопед.

Представьте, что человек не ходит. Ну вот вообще. У него сломаны ноги. Это паралич? Нет, это перелом.

Так вот, «не говорит» это такой же мега-информативный симптом, как «не ходит». Причин безречия может быть много. Алалия, конкретно – это повреждение речевых участков коры. То есть невозможность или крайняя трудность формирования речи как психической функции. Не механизмов «говорения» или «слышания», условных «рук и ног» речи, а управляющего аппарата.

Любой, абсолютно любой диагноз требуется подтверждать, по науке говоря – верифицировать. И при безречии НИКАКИЕ чисто логопедические, психологические или медицинские манипуляции (то есть обследование руками, а не приборами) не позволяют однозначно утверждать, повреждена кора мозга или нет. Невролог без магнитно-резонансной томографии (напряженностью поля не менее 1.5 Тесла) согласен, что это – алалия? Поздравляю, до кучи еще и невролог хреновый.

Посмотрите на своего неговоряшку. Лицо «стекшее» вниз, как у пожилых? Язык вываливается изо рта мокрой тряпкой? Или, наоборот, еле-еле может разжать зубы? А может, одна половина лица «тряпкой», другая – «столбняком»? Все это – нарушения тонуса мышц. Их много разных, с разными причинами. Но они – не алалия. Были хоть раз у стоматолога? Помните, как после заморозки «немеют» губы и речь становится невнятной? Вот тут так же. К речи как психической функции это отношения не имеет.

Как дышит ребенок? Всхлипами? Хрипя? Постоянно открыт рот (из-за аденоидов, к примеру)? Поиграйте с ним в игру: шарик, скатанный из салфетки, струей воздуха из губ трубочкой докатить до другого конца стола. Оптимально – на одном вдохе. Не может? Это нарушение речевого выдоха. Нет нормальной воздушной струи – нет речи. К речи как психической функции это отношения не имеет. Это не алалия.

В роддомах и детских поликлиниках должны проверять слух ребенка. И в большинстве случаев безречия в карточке написано «слух сохранен». Но как его проверяли? Часто – методом «отоакустической эмиссии» (ОАЭ). В ухо подается звук, замеряется ответ от слухового нерва. Все. Однако дальше нервный импульс проделывает очень, очень длинную и непростую дорогу до коры головного мозга. Вот девочка, как бы с «алалией». Делаем акустические стволовые вызванные потенциалы. На полпути между ухом и корой мозга… сигнал пропадает. Совсем. Напрочь. По факту, перед нами глухой ребенок. Тут сурдопедагог нужен. А не борьба с «алалией». И таких детей, с той или иной степенью нарушений проведения слуховой информации от уха до коры мозга – добрая половина среди безречевых. К речи как психической функции это отношения не имеет.

Повреждения коры мозга требуют длительной и трудной реабилитации. То есть годами. Вот девочка, которая еле ходит, как разболтанная кукла, и не говорит. Маму однозначно убедили, что это – тяжелая сенсомоторная алалия. Инвалидность, так-то. Шесть дней занятий – появляются какие-никакие, но слова. Прошло полгода, занятия всего дважды в неделю, с перерывами на «море» и «у бабушки на даче», у ребенка речь предложениями, пусть простыми и без шибко сложных слов. Тут два варианта: или мои сотрудники поголовно закончили Хогвартс и владеют колдовством, или это ни разу не алалия. Думаю, все же второе. Потому как не все наши клиенты демонстрируют столь волшебный результат. Да и у девочки, помимо речи, «подтянулась» моторика. Что, вообще говоря, однозначно с позиций неврологии говорит о причинах безречия как проблемах в работе некоторых зон мозга. От коры мозга далеких.

Запомните, пожалуйста, дорогие родители безречевых деток. Речь нельзя «запустить», это не старые Жигули, которые на морозе заводили ручкой. Нет никаких таблеток и физиотерапий (током, магнитом, звуками в наушники), которые «запускают» речь. Максимум – готовят мозг к занятиям с логопедом и психологом. Вам обещают обратное? Хреновые специалисты, да и люди… не очень честные.

Причины безречия сводят к «химической еде», плохому родовспоможению и гаджетам? Это вовсе не специалисты, а шизотерики (от schizophrenia+эзотерика). Да, упомянутые моменты могут быть факторами риска. Могут, но не обязаны. Факторы риска, а не причины. Чтобы ружье выстрелило, мало его зарядить. Надо на курок нажать. Здесь так же. И на курок «жмет» нездоровье нервной системы.

Которое требует: а) длительной реабилитации медицинской (массажи, грязи-воды в санаториях, витамины, в ряде случаев, но далеко не всегда – лекарства и т.д.); б) длительной и точно подобранной психолого-педагогической реабилитации; в) нередко – коррекции речевой среды в семье (мама и папа общаются междометиями… откуда возьмется у ребенка речь?).

Итак, краткое резюме: логопед должен не просто уравнять безречие и алалию, а провести довольно развернутое обследование, с показом картинок, заглядыванием в рот и прочая; невролог должен не просто «посмотреть» ребенка или сделать ему ЭЭГ (электроэнцефалограмму), но и кучу других аппаратных обследований; реабилитация не бывает короткой и волшебной, но вовсе не обязательно она стоит мильёны.

Засим всё.

отсюда

Ссылки скрыты.

 

и еще оттуда же

 

МАСТЕР ЛОМАСТЕР

Дорогие коллеги, если вам будет полезно – здорово. Но текст этот адресован «особым» семьям.

Это как бы иллюстрация рассуждений на тему профессионализма, имевших место недавно.

Поводом послужила заметка некоей дамы-логопеда (ну, так она сама себя называет...), жестко заявившей – взрослые, которые не выговаривают «Р», имеет психиатрическую патологию! Малую, большую – но имеют. И точка.

Для начала мини-ликбез. В логопедии сосуществуют ДВЕ классификации нарушений: психолого-педагогическая, которая описывает как нарушение выглядит и насколько оно тяжелое; и клинико-педагогическая, адресующая к механизмам нарушения. Первая хороша для «стыковки» с системой образования, вторая – здравоохранения. При этом они вполне сопоставлены друг с другом. Увы, иногда не в голове конкретного «специалиста».

Итак, взрослый не выговаривает сонорный звук Р. Картавит, если по-простому.

Например, как я.

Возможные клинико-педагогические диагнозы логопеда: дислалия и дизартрия.

В одном случае с иннервацией, то есть управлением со стороны мозга, речевого аппарата все нормально. И причины лежат или в анатомии (например, пресловутая короткая уздечка), или в функциональном состоянии (скажем, «вялый» язык из-за хронического воспаления ротоглотки), или в социуме (может, у меня вся семья картавила, вот по подражанию и усвоил).

В другом случае – во рту все нормально, а вот нервная система подкачала. Причем «подкачать» могут: а) проводящие пути, т.е. собственно «нервы»; б) центральная нервная система от продолговатого до промежуточного мозга (это 4 уровня разной анатомии, физиологии и химии) включительно.

То есть порядка десяти разных причин дают на выходе одну и ту же фонетическую ошибку.

И примерно половина случаев вообще к неврологии с психиатрией отношения не имеют.

Как логопеду это узнать?

Просто послушать мою речь в одном из ютюб-роликов? Фигушки.

Надо посадить меня перед собой, полазить по моей ротовой полости, помять на предмет тонуса щеки и язык, дать задания на произнесения изолированных звуков (и не только «западающего» Р!), слогов, отдельных слов – как простых, так и со стечением согласных. И все это время, Карл, смотреть на то, как шевелится мой артикуляционный аппарат! Заодно слушая дыхание. Несформированность речевого дыхания, неумение формировать воздушную струю – и вуаля, даже при правильном положении артикуляторных органов вместо сонорного Р, при котором воздух идет прямой струей, получаем фрикативное картавое подобие – воздух завихряется на выходе из гортани и как бы «трется» (фрикция) об органы артикуляции.

По совокупности такое обследование – минимум на полчаса работы. А не просто купил книжку «домашний логопед» и заставил по сто раз повторить упражнения из нее.

Вот по итогам диагностики профессиональный логопед сказал бы, что у меня – остаточные явления т.н. «стертой дизартрии», при которой как бы каша во рту на все шипящие и свистящие звуки. Нет нормальных свистящих – трудно «поставить» артикуляцию Р. Мозгу трудно дифференцировать «язык к зубам – язык к альвеолам», «язык прижали – языком сделали щель». А тонус (напряжение мышц языка, коих несколько десятков) там надо тонко дозировать.

Теперь, внимание, сюрприз – проблемы тонуса артикуляционных мышц, как и всех прочих, для людей астенической и церебрастенической конституции (как я)… это вариант нормы.

Ни неврологической, ни тем паче психиатрической патологии.

Различия количества тонуса – как объем движка у машины, у одного джип слоноподобный, у другого микролитражка. Ни то, ни другое за «эталон» принять нельзя.

Не утомились еще?

Тогда резюмирую. Во всех, подчеркиваю ВСЕХ науках «около мозга» - неврологии, психиатрии, нейропсихологии, логопедии и прочая – отдельный симптом роли не играет. Симптомы, порой внешне несовместимые, складываются в синдром, объединенный причиной нарушения функций – на которую и рассчитаны методы реабилитации/коррекции/лечения.

Вас «достала» шепелявость ребенка? А логопед сразу взял и стал «ставить» звуки? В шею гоните.

Ребенок «плохо себя ведет, возбудимый», а врач сразу прописывает таблетки? Даже не тратьте время на поход в аптеку.

У ребенка «память не очень» и нейропсихолог сразу дает рекомендации? Разворачивайтесь и уходите.

Специалист должен, обязан – если он специалист, а не «повар, готовящий по книге» - подробно объяснить, каков его диагноз, на каком основании поставлен и почему предлагается именно такое лечение/реабилитация/коррекция.

И ни один(!) специалист не дает универсальных советов, рецептов и диагнозов. Ну, разве кроме пожелания – любите своих детей.

 

извиняюсь за многотекста, просто саму очень вопрос интересует. причина проблем с речью и "откуда ноги растут", может ли быть просто логопедическая проблема или обязательно отягощенная невро- или психо-. как отличают и тырыпыры.

 

вроде бы логично он пишет. но где найти норм спецов? которые ребенка не под шаблон будут подгонять, а искать причину.

 

и вот, например, у Вано моего дизартрия. как понять обойдемся мы занятиями с лого или нужны все-таки препараты?

 

как понять проблема в тонусе или еще повреждены/недоразвиты участки мозга? получается по ЭЭГ?

 

очень хочется к кому-нибудь типа этого дядечки попасть на семинар, чтобы понимать все-таки самой, а не слепо доверять спецам.

 

У Вани проблема в тонусе - язык в гипертонусе, остальное в гипотонусе. или наоборот, не помню уже. для этого артикуляционная гимнастика и логомассаж (надеюсь перестанем болеть и сделаем). кучкой идет нарушение моторики - повреждение участков гм, как считают невролог и нейропсих, по ээг идет незрелость некоторых участков. пьем то, что пьем, типа для "дозревания и восстановления" недозревших, поврежденных участков гм".

 

вот это дозревание тоже интересует. каким образом дозревает, что стимулирует.

 

и опять таки наследственность.

 

и еще слух до сих пор не смогли проверить опять же из-за болячек. может снижение фонематического слуха из-за аденоидов или других проблем со слухом.

 

наша невро утверждает, что все проблемы с речью - это психиатрия, т.к. речь - высшая психическая функция. и вообще неплохо бы у психиатра наблюдаться. психиатр говорила, что это чисто неврологическая.

 

в общем винегрет винегретный у меня. и по полкам ничего не разложено, поэтому нет до конца уверенности, что "правильной дорогой идем, товарищи".

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение

Девочки, расскажите,пожалуйста, как вы развиваете мелкую моторику?

Я для себя поняла:

Игры с прищепками-щипцами

Перебирание-перекладывание круп-фасолин

Лепка из пластилина

Лего

 

Еще что-то?

Ссылка на это сообщение

Lipka, а вам сколько?

 

пластилиновые аппликации, в пластилин тот же горох, фасоль и прочь вдавливать - мы типа картинки делали. Лена еще советовала пайетки - у нас здорово пошли - тож картинки делали.

 

горох лущили, виноград с веточек обрывает. аппликации, выстригалки всякие. мы кумон стрижем вторую тетрадь. наклейки. шнуровки, салаты резать. это что на ум пришло. мы до сих пор пальчиковыми красками рисуем иногда.1111

 

мы тут в сад поделку делали - тыквенные семечки красили, потом на клей приклеивали как листики к дереву - Ванька красил сколько смог, а потом клеем их намазывал и мне подавал.

 

во клевая мозаика может подешевле есть аналоги.

 

dde8d0ec03b7b31106d3361ab7d392e9.jpg

 

у меня пальцы устают ее делать))) риголо от джеко

 

еще хочу попробовать что-нибудь типа оригами.

 

а еще пальчиковая гимнастика от Ткаченко. под стишки фигурки из пальчиков делать.

 

театр теней тот же можно

 

тесто мять, из соленого теста можно лепить что-нить, а потом подсушить (я в микроволновке сушила) и раскрасить.

  • Нравится 3
Ссылка на это сообщение

Как я читала, нет ещё четких понятий как работать при дизартрии. По сути надо знать истоки нарушения, ЦНС или мозг. Читала вот про исследования мозга, доказано, что мозг развивается не равномерно, так же есть ген который отвечает за речь, так вот в нем может быть нарушение, а это уже совсем другая коррекция.

Ссылка на это сообщение

Трубочки-палочки в тёрку (или что угодно с щелями), шнурки, липучки, пуговицы, резиночки, крючочки - замочки, щеколды...

Ссылка на это сообщение

Липка, мозайка, различная. Бусины различные. Так же у нас много мелких игрух, домик и мебель и все атрибуты к нему.

Ссылка на это сообщение

первая статья про алалию очень субьективна.

видов алалии с разными наваротами очень много

 

пс я такие статьи избегаю тк все пишут свое субьективное мнение с обосроном коллег.

Изменено пользователем сара абрамовна
Ссылка на это сообщение

Злая сестра Айболита, не важно, сколько лет "паспортных ". Мне к письму руку готовить нужно, а игры-занятия, по-моему, что для 3-х лет подходят, что для 6-ти. Мой бы не стал из перечисленного многое делать в 3-4 года. А в 5-6 делает .

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Если руку к письму - да ещё и мальчик, то хорошо найти мелкие раскраски со штриховочками, чтоб заинтересовало - сначала фломастерами рисовать, потом гелевыми ручками заменить, когда станет получаться.

 

Ссылки скрыты.

 

 

 

Ну темы раскрасок по интересам ребёнка конечно...

  • Нравится 5
Ссылка на это сообщение

муся спс за картинки. мужа попрошу распечатать..

интересная методика. первый раз вижу

 

Ой, да ты сама найди таких в инете с запросом раскраски-штриховки, там полно)

 

Ещё подсказка, чтобы интерес к рисованию линиями появился - бархатная бумага и восковые мелки (или масляная пастель), сами попробуйте - эффект впечатляет, хочется рисовать и рисовать, точки тоже легко ставить, белым рисовать на тёмном фоне (для ребенка это восторг - рисовать белым).

 

Ссылки скрыты.

 

  • Нравится 7
Ссылка на это сообщение

Ой, альбомы я сама ненавижу, купите ей большие листы для Акварели А3, а ещё лучше - рулон дешовых обоев и переверните обратной стороной)))

 

Ссылки скрыты.

 

Кто ещё не купил - рекомендую, я по ней и с малышами занималась, и с подростками - книжка надолго, как говорится...

  • Нравится 2
Ссылка на это сообщение

В лабиринте учимся рисовать много, там совсем для малышей есть, т.е простые совсем. Как глаза, рот и т.д Я так со старшей занимаюсь, типа урок рисование, заодно работа по образцу, моторика, подготовка руки к письму:-)

Ссылка на это сообщение

С младшей только затык, своевольная, совсем не получается заниматься, ну хоть просто с нами садится заниматься, раскрашивает в Катиных старых тетрадях, типа она тоже задания выполняет.

 

Муся, а меня она что то отпугнула, как то сложно показалось.

Ссылка на это сообщение

Я с малышами по ней работала - надо не бояться, брать листик и рисовать рядом с ребёнком. Там много того, что с 3-х 4-х нормально идёт...просто положить книжку перед ребёнком - тогда да, ничего не будет...

Ссылка на это сообщение

Муся, как бы это сказать, моим реально что по проще:-) младшая рисует так, что на рисунке понятно, только что то типа круга, а остальное палочки и каляки. А старшей достаточно положить и будет срисовывать, ей главное смысл, пример, а если сложно, она в отказ, теряет интерес. Я сама не художник, совсем.

Ссылка на это сообщение

mycja, а в раскраске штриховке что нужно делать? Линию между линиями проводить? Или все подряд штриховать, невзирая на эти полосочки тоненькие?

И пастелью рисовать вроде надо на спец.бумаге? Я такую для кружка ИЗО покупаю (у меня ходит в саду в кружок Юный художник)

Изменено пользователем Lipka
Ссылка на это сообщение

mycja, а в раскраске штриховке что нужно делать? Линию между линиями проводить? Или все подряд штриховать, невзирая на эти полосочки тоненькие?

И пастелью рисовать вроде надо на спец.бумаге? Я такую для кружка ИЗО покупаю (у меня ходит в саду в кружок Юный художник)

 

Смотри...раскраски - это всего лишь пример, можно просто между линиями красить, лучше - ты сидишь рядом и у вас по одинаковой раскраске без штрихов, ты ему показываешь: давай ушки сделаем вот так - в клеточку, а пузико вот волнами, а ножки такими черточками...

Про бумагу - круче именно на бархатной!

 

Санрай, если ребенку сложно - сначала часть ты по точкам её просишь обвести (точки сама ставишь), что-то по шаблону, если совсем беда - тонко ты рисуешь, а она сверху жирно обводит, но результат должен быть! Не бросать - задумали кроля - хоть сама дорисуй, но кроль должен получиться.

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Муся, зачем короля? Зачем сразу с сложного, пусть с малого, но сама. Обвести по точкам не научит ее рисовать, это не ее участие, это просто моторное действие.

Ссылка на это сообщение

Кроль - это кролик))))

 

У нас дома 2 декоративных, привыкли их так называть)

 

Санрай - что значит не научит, если научит)))) Мы говорили о постановке руки и умении рисовать геометрические формы. Конечно это не научит рисовать её с натуры) Ну так мы про основы говорим, а не про академ.рисунок)

  • Нравится 1
Ссылка на это сообщение

Я вообще не так прочитала, гласные в слове не так нужны:-)

 

Муся, я прагматик, фигуры она рисует отдельно. Это у нас чистописание:-) на рисовании рисует, сама. Мама только рядом чай пьёт, просто как группа поддержки:-)

 

Я не одной поделки с ней не сделала, все сама, как может, но сама. Сейчас ещё книги по лепке взяла, будет ещё и лепить сама.

С младшей конечно приходится и то я как вдохновитель больше.

Ссылка на это сообщение

Присоединяйтесь к нам!

Чтобы оставить комментарий, вам нужно зарегистрироваться.

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь на нашем сайте. Это очень просто!

Зарегистрируйте новый аккаунт

Уже есть аккаунт?

Уже зарегистрированы у нас? Войдите здесь.

Войти на сайт
  • Сейчас просматривают   0 пользователей

    • Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...